Урок-исследование "Морфология. Части речи". Открытый урок по русскому языку на тему "морфология" Я самая умная

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение лицей №1

Открытый урок на тему:

«Повторение по теме «Морфология»

Учитель: Жоржикова

Татьяна Алексеевна

п. Добринка 2014г.

Цель:
    повторить изученное по теме «Морфология»; Закрепить навыки отличия одной части речи от другой; Развитие наблюдательности, умения сравнивать находить лишнее; Развитие речи, воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающему миру.
1. Орг. момент Я очень рада вновь войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших знаний И вместе с вами проведем урок!

И нашим девизом сегодня на уроке будет фраза: «Невозможно без вниманья получить образованье!» Как вы понимаете эти слова? 2. Повторение. Введение в тему урока. (на экране слова. Дети должны самостоятельно сформулировать задание) Пр…бежался, бе…помощный, ярче, (кое) как, (не) счастье.

    Выдели лишнее слово, объясни свой выбор. Выделите окончание в остальных словах. В какой морфеме пропущена орфограмма? Можем ли мы объединить их в одну орфограмму? Чем ещё отличаются слова данного ряда? О каком же разделе языкознания мы сегодня с вами будем говорить? Что изучает морфология? Что такое часть речи? На какие группы мы можем разделить все части речи? Слова какой группы чаще встречаются в нашей речи?
3. Работа по теме урока. Перед вами таблица. Попробуйте сформулировать основные цели и задачи, которые мы должны выполнить сегодня на уроке?

Часть речи

А подсказкой в заполнении таблицы нам послужит данный текст. (текст высвечен на экране, а также у каждого на парте) 4.Физкультминутка (учитель читает текст о весне на фоне тихой музыки, обучающиеся в процессе выполняют упражнения) 5. Работа с текстом.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорел..сь солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздух… притихш..го утра. За ней метнулась другая, третья. Син.. стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунь... У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги раст…т подсолнух. Он привлека…т к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собира..т до пяти килограммов меда.

    Чтение текста. Работа в группе: докажите, что перед вами текст; определить тему, основную мысль, тип и стиль текста. Найдите в тексте средства художественной выразительности и укажите их роль. Индивидуальное задание: синтаксический разбор выделенного предложения в тексте) Работа с классом: какую работу с текстом мы ещё должны провести? Что объединяет эти пропущенные орфограммы? От чего зависит их написание? Какую первую подсказку принесло нам это задание? (о каких частях речи мы будем говорить и заполнять в таблице)
6.Работа группы. Оценивание. 7.Мы с вами определили, что должны повторить такие части речи, как существительное, прилагательное, глагол. Работа в парах по рядам: найти в тексте определенную часть речи и определить их морфологические признаки. 8. Заполнение таблицы в тетрадях и у доски. 9. Подведение итогов урока, оценивание работы.

Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить его при выполнении практических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жирохова Валентина Александровна - учитель русского языка и литературы

Урок-лекция с элементами беседы

По русскому языку в 11классе

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка.

Цели урока:

  1. углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи;
  2. выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи;
  3. развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
  4. повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку;
  5. развивать языковое чутьё.

Формы работы:

  1. индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Оснащение: презентация, тесты, карточки, фишки за ответы.

Эпиграф: 1. «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачев)

2. Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. (Д.И. Писарев ).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня нам предстоит провести урок по подготовке к ЕГЭ по заданиям, связанными с морфологией и культурой речи, с которыми сталкиваются выпускники при выполнении заданий типа А и В.

Открываем тетради, записываем дату, вид работы (соблюдаем орфографический режим ведения тетради).

Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным и полезным. Форма работы будет разной: групповой, фронтальной, парной. Основной принцип парной и групповой работы - взаимоуважение.

  1. Актуализация знаний. Слово учителя.

Предметом нашего разговора является речь. Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности. На уроке будем говорить о нормах русского языка, о нарушениях этих норм, будем учиться правильно употреблять в своей речи грамматические формы слов разных частей речи. В ходе работы вы должны проявить максимум лингвистических знаний, показать, насколько развиты коммуникативные способности у каждого из вас. Но самое главное, я надеюсь, что наш урок поможет повысить уровень речевой культуры и чувство любви и бережного отношения к русскому языку.

Внимание на экран! Перед вами слова величайшего писателя-классика Антона Павловича Чехова «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». Слайд №1. (Запись в тетради)

Как вы понимаете слова А.П.Чехова? (Учащиеся высказывают свои мнения).

Как вы думаете, почему наш урок мы начали с высказывания А.П.Чехова? О чем конкретно будем говорить на уроке? (О правильной речи речи.)

Зачем нам нужно красиво и правильно говорить?

Назовите важнейшие качества хорошей речи. (Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению.) Слайд №2. (Запись в тетради)

- Какое из указанных качеств речи по вашему мнению является главным условием хорошей речи? )(Правильность)

Что значит «правильная речь»? (Это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка). Слайд №3 (Запись в тетради)

Что именно мы подразумеваем под словом «норма литературного языка»? (Это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.) Слайд №4 (Запись в тетради)

Перечислите, какие языковые нормы речи вам известны. (орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Слайд №5 (Запись в тетради)

  1. Постановка учебной проблемы.

Слово учителя.

Итак, мы с вами вспомнили все языковые нормы. Ряд заданий ЕГЭ как раз проверяет уровень овладения данными нормами. О каком из них пойдет речь на уроке, вы должны определить, выполнив задание карточки №1. Читаем и обсуждаем в группах.

1группа- Пшенников В, Миронова К, Барахов А, 2группа- Пшенников Д, Чемпосов Т, Тыкынаев Э)

Работа с текстом. Работа в группах.

Карточка №1.

трактор

тра΄ктор ы , а окончание – а тракторы и трактора)

– а тракторы

  1. Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся обсуждают и высказывают свои мнения).
  1. Введение в тему. Формулировка темы урока.

Слово учителя.

Почему предметом речи стали именно морфологические нормы языка? (Учащиеся высказывают свои суждения). На уроке будем говорить о морфологических нормах русского языка. Слайд № 6. (Запись темы урока).

- Что мы имеем в виду под морфологическими нормами? Какие трудности вызывает выполнение заданий, связанных с морфологическими нормами?

Морфологические нормы - это нормы

  1. формообразования имен существительных и прилагательных;
  2. формообразования глагольных форм;
  3. склонения и особенности сочетаемости имен числительных;
  4. правильного определения рода несклоняемых существительных (Слайд №7 )

5. Углубление знаний.

Слово учителя с элементами беседы.

В начале урока мы с вами определили важнейшие качества хорошей речи. Умение говорить и писать красиво издавна считается отличительной чертой культурного, образованного человека. Слова Д.С.Лихачева и Д.И.Писарева, взятые эпиграфом к уроку, ещё раз подтверждают это. Слайд №8. (Запись в тетради ).

Чтобы красиво и правильно говорить и писать, каждому из нас необходимо владеть языковыми нормами. Нам предстоит на уроке рассмотреть случаи нарушения морфологических норм. Начнем с имен существительных. Нам известно, что категория рода у неодушевленных существительных носит формальный характер: род определяется по окончанию.

Как определять родовую принадлежность у несклоняемых существительных, которые не имеют окончаний?

Работа с карточками . Работа в группах.

Карточка №2.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси. 1группа

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ. 2группа

Прошу обменяться карточками и проверить правильность ответов. Ответы на слайде.

Ответ. Слайд №9

  1. Шелковое кашне Яркое кимоно слова, обозначающие неодушевленные предметы
  2. Разрушительный торнадо относятся к ср.р, м.р, ж.р.
  3. Трудный хинди
  4. Вкусная салями
  1. Ласковый пони
  2. Огромный шимпанзе слова, обозначающие названия животных
  3. Редкая цеце относятся к м.р, могут быть ж.р.если речь идет
  4. Яркий какаду о самке
  5. Вкусная иваси слова «цеце» , «иваси»-ж.р.
  1. Юная мисс
  2. Очаровательная фрейлейн род слов, обозначающих людей, соответствует их
  3. Чопорный денди полу.
  4. Старая леди
  1. Знаменитое Онтарио род несклоняемых имен собственных определяется
  2. Ежедневная «Таймс» по родовому понятию (город, река, пустыня,газета)
  3. Солнечный Сухуми
  4. Полноводная Конго
  5. Безжизненная Гоби
  1. СНГ было образовано
  2. ООН объявила род сложносокращенных слов определяется по
  3. МГУ объявил главному слову
  4. ГЭС построена
  5. ФСБ предупредила
  1. Интересный луна- парк род сложных существительных определяется по
  2. Брезентовая плащ- палатка двум правилам: если 1-аячасть не изменяется,
  3. Красивая женщина -посол то род определяется по 2-ой части.

Если склоняются обе части, то по первому слову

Слово учителя.

Итак, что дало нам выполнение данной работы? (Мы рассмотрели трудные случаи в определении рода у несклоняемых имен существительных).

Как часто в повседневнойжизнивстречаются случаи неправильного произношения тех или иных слов? (В жизни часто бывают моменты, когда возникают сомнения в правильности произношения тех или иных слов. Например)

Вывод: Чтобы быть уверенным в том, что вы говорите правильно, надо запомнить правила определения рода неизменяемых существительных. .

В различных вариантах тестовых заданий для опознания представлены неверно образованные формы слов. Чтобы справиться с этим заданием, следует вспомнить основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи. (Презентация)

Работа с карточками №3. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

г) старые профессора.

а) у обоих девушек;

в) несколько юношей;

г) попробую.

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Ответы. Слайд №11

а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

а) у обоих девушек ;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров .

а)сильнейший борец;

б) здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Соотнесите свои выводы с правилами, представленными на слайде №11

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока были для вас наиболее интересны? Какие задания вызвали у вас трудности?

Итак, ребята, мы вспомнили все правила формообразований различных частей речи. Подведем итог нашему уроку.

  1. Подведение итогов.

Разрешите прочитать небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо». Слайд №12

Я надеюсь, что та информация, полученная сегодня на уроке, поможет вам успешно сдать ЕГЭ.

7. Рефлексия.

Что дал вам этот урок? Каковы ваши впечатления? Какие пожелания вы хотели бы сказать мне, своим одноклассникам? Слайд № 13

8.Д/з. Как часто мы допускаем нарушения морфологических норм? Понаблюдайте за речью окружающих, запишите примеры.

Карточка №1. Прочитайте текст. О каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?

Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.

Интересна история вариантов окончаний именительного падежа множественного числа слова трактор . Слово было заимствована в начале ХХ века из английского языка.

Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в 1940г. Литературной нормой признается только тра΄ктор ы , а окончание – а (трактора΄) считается просторечным,т.е. нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского литературного языка». В нем обе формы (тракторы и трактора)

даются как равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором окончание – а ставится на первое место как более распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут в нормативных словарях с пометой «устаревшее».

Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №2.

По какому признаку сгруппированы слова, определите род, подберите определения. обоснуйте свой ответ.

1)Кашне,кимоно, торнадо, хинди, салями.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси.

3) Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье.

4) Онтарио,«Таймс», Сухуми, Конго, Гоби.

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ.

6)Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол.

Карточка №3. .

Найдите ошибки в образовании формы слова. Определите, к какой части речи относятся слова, в которых допущены морфологические ошибки. Сформулируйте правила, необходимые для правильного написания

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

а) у обоих девушек;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Подписи к слайдам:

Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Дабанская СОШ» Жирохова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории
*
*
слайд №1
Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов
*
слайд №1
*
ПравильностьТочностьЛогичностьЧистотаВыразительность
*
слайд №2
*
*
слайд №3
*
*
слайд №4
*
ОрфоэпическиеНормы словообразованияМорфологическиеСинтаксическиеЛексическиеСтилистическиеОрфографическиеПунктуационные
*
слайд №5
*
*
слайд №6
*
формообразование имен существительных и прилагательных; формообразование глагольных форм; склонение и сочетаемость числительных;разграничение функциональных омонимов.
*
слайд №7
*
Вернейший способ узнать человека –его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев
Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И.Писарев.
*
слайд №9
*
1группа
Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями
2группа
Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси
3группа
Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье
4группа
Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби
5группа
СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ
6группа
Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол
*
слайд №10
*
слова
род
определение
Кашне
Средний
Шелковое
Кимоно
Средний
Яркое
Торнадо
Мужской
Разрушительный
Хинди
Мужской
Трудный
Салями
Женский
Вкусная
*
слайд №11
*
1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду; К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо, сирокко (ветер); названия языков: хинди, урду, бенгали и другие; К женскому роду относятся слова: салями (колбаса),кольраби, брокколи(капуста), авеню, стрит(улица) и другие.
*
слайд №12
*
слова
род
определение
Пони
Мужской
Ласковый
Шимпанзе
Мужской
Огромный
Цеце
Женский
Редкая
Какаду
Мужской
Яркий
Иваси
Женский
Вкусная
*
слайд №13
*
2. Названия животных обычно относятся к мужскому роду, но могут относиться и к женскому роду, если идет речь о самке. К женскому роду относятся слова: цеце(муха), иваси (рыба).
*
слайд №14
*
слово
род
определение
Мисс
Женский
Юная
Фрейлейн
Женский
Очаровательная
Денди
Мужской
Чопорный
Леди
Женский
Старая
Кутюрье
Общего рода
Известный
*
слайд №15
*
3. Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица. К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, парвеню, протеже, янки. Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она - опытный кутюрье. Он известный кутюрье.
*
слайд №16
*
слово
род
определение
Онтарио
Средний
Знаменитое
«Таймс»
Женский
Ежедневная
Сухуми
Мужской
Солнечный
Конго
Женский
Полноводная
Гоби
Женский
Безжизненная
*
слайд №1
*
4. Род несклоняемых имен собственных определяется по родовому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и.т.д.)
*
слайд №1
*
слово
род
Глагол
СНГ
Средний
Образовано
ООН
Женский
Заявила
МГУ
Мужской
Объявил
ГЭС
Женский
Запущена
ФСБ
Женский
Предупредила
*
слайд №1
*
слово
род
определение
Луна-парк
Мужской
Интересный
Плащ-палатка
Женский
Брезентовая
Женщина-посол
Женский
Красивая
*
слайд №1
*
5. Род сложносокращенных слов определяется по главному слову. СНГ (Содружество независимых государств). 6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД, ЖЭК. Род сложных существительных определяется по двум правилам:Если 1-ая часть не изменяется, то род определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р), Царь-пушка(ж.р.);Если склоняются обе части, род определяется по первому слову: диван-кровать(м.р), монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм (ср.р.).
*
слайд №1
*
*
слайд №1
*
Образование степеней сравнения прилагательных
Сравнительная степень
Превосходная степень
простая
составная
простая
составная
-Е,-ЕЕ-ЕЙ-ШЕ
БОЛЕЕМЕНЕЕ+исходная формаприлагательного
-ЕЙШ--АЙШ-
САМЫЙНАИБОЛЕЕНАИМЕНЕЕВСЕГОВСЕХ+исходная формаприлагательного
*
слайд №1
*
В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я).
*
слайд №1
*
-Ы(-И)
-А(-Я)
адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола, кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля.
Акушеры, бухгалтеры, библиотекари,вы΄боры, грифели, драйверы, диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.
-нулевое окончание
-ов
Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет.
Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков
Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган.
Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов,хорватов.
Яблок, слив.
Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов.
Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген
Акров, байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов.
Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан.
Минеров, саперов,мичманов.
*
слайд №1
*
Существительные среднего рода без ударения
-ье
-ья
Р.п. мн.ч. -ИЙ
Р.п. мн.ч. - ИЙ
Побережье - побережий, соленье - солений
Оладья - оладийПлясунья- плясуний
Слова-исключения
Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев, подмастерье -подмастерьев:
Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев
Существительные среднего рода под ударением
-ье
-ья
Р.п. мн.ч. - ЕЙ
Ружье - ру΄жей
Ладья- ладе΄й
Слова-исключения: копьё - копий.
*
слайд №1
*
Сущ. ср.р. в И.п. на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ
Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец,
Исключение: солнце - солнц
В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ
Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей.
Если у сущ. перед -НЯ стоит гласная
окончание мягкое: богиня-богинь
Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная
окончание твердое: басня-басен
*
слайд №1
*
количественные
порядковые
составные
сложные
Склоняется только последняя цифра
Склоняются все составные
шестьдесят – шестьюдесятьюпятьсот- пятьюстамиШестьсот пятьдесят шесть – шестьюстами пятьюдесятью шестью
двадцать второй - двадцать вторым
*
слайд №1
*
Собирательные числительные сочетаются
Собирательные числительные не сочетаются
с сущ. м.р. и общего рода, называющих лиц мужского пола: друг - двое друзей, сирота – трое сирот
1. с сущ., обозначающими лиц женского пола: две девушки, но нельзя говорить: двое девушек.
2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО мн.ч.: сутки - четверо суток
2. с сущ. м.р., называющих животных: двое овец. (нельзя- двое волков, но можно двое волчат)
3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц.
4. с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро.
5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое неизвестных.
*
слайд №1
*
А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений». М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010гА.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М «Просвещение»2009гН.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО», 2008гТ.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г
*
слайд №1
*

Еремина Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №14" г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Конспект урока с презентацией 5 класс
Тема: Повторение по теме "Морфология"
Дата публикации: 06.12.2016
Раздел: полное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Брянска Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Повторение по теме «Морфология»
подготовила учитель русского языка и литературы Еремина Татьяна Александровна г. Брянск 2016
Урок русского языка в 5 классе Учебник Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, А.В.Глазкова, А.Г.Лисицына
Тема: Повторение по теме «Морфология»

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Предметные результаты
Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. Выполнять тестовые, а также другие практические задания по теме “Морфология”.
Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Личностные
Умение соотносить цели и результат. Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию.
Ход урока

1) Организационный этап.
Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и писать! Перед вами листочки
Приложение 1
. Нарисуйте в пустом окошечке ваше настроение, с которым вы пришли сегодня на урок (смайлик).

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний,

навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения

поставленных задач.
На прошлом уроке мы повторяли служебные части речи, назовите мне в домашнем упражнении 429 сначала предложения, в которых союзы связывают однородные члены, а затем части сложного предложения:
1 ученик работает у доски по карточке:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали.
Однородные члены
: 1. Коля вскрикнул и отпрыгнул от скамейки метра на три.
Части сложного предложения
: 2.Коля подумал, что эти люди тоже слышали разговор. 3.Коле хотелось заглянуть в тайную комнату, но он не решался это сделать. 4.Возникло тихое жужжание, и стрелки приборов на панели дрогнули. 5.Ты забыл, что Витя придет сегодня позже. Назовите предлоги в предложениях. От, на, в, на.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Тема сегодняшнего урока: Повторение по теме «Морфология» (слайд 1)
Чем же мы займемся сегодня на уроке? Наши цели?
(слайд 2)

Проблемный вопрос
Для чего нам нужно знать, к какой части речи относится то или иное слово? Это необходимо для: 1. Выбора ряда орфограмм. 2. Постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым. 3. Правильного разбора слова по морфемам.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.

Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных – части речи. Но однажды злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства. Мы сможем их освободить, выполнив все задания, правильно определяя части речи. Для этого мы продолжим знакомство с разделом языкознания - МОРФОЛОГИЕЙ
Какие вопросы вы можете задать друг другу?
1.Что такое морфология?
(слайд 3)
(Морфология – (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.) 2.На какие три большие группы можно поделить все части речи? (Самостоятельные: -склоняемые: имя существительные, имя прилагательные, имя числительное, местоимение, причастие; -спрягаемые: глагол; -неизменяемые: наречие, деепричастие, категория состояния. Служебные: союзы, предлоги, частицы. Междометия. 3.Для чего служат предлоги? (Связывают слова в словосочетания и предложения.) 4.Для чего служат союзы? (Связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных). 5.Функция частиц? (Зависит от группы по значению: формообразующие, отрицательные, модальные).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Проверка работы за доской правильная расстановка ударения. (Ученик

читает слова, определяет их принадлежность к части речи. Все записывают их

в тетрадь.)

1 карточка:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали. В каком словаре нужно искать правильное произношение слов? (Орфоэпический словарь).
А к какому словарю нужно обращаться, чтобы правильно слова писать? (Орфографический словарь)
2.Работа с сигнальными карточками (попутно – физминутка: дети

поднимают карточки высоко вверх)
Цель: повторить правописание корней с чередованием гласных О-А; (у ребят в руках карточки с буквами О и А, учитель называет слово, ребята поднимают карточки) Прил
а
гательное, изл
о
жение, подр
о
сли, р
а
стение, р
о
сток, распол
а
гать, выр
а
щивать, предл
о
жить, перел
а
гать, подр
о
сли, предл
о
жение, распол
о
жение, отр
а
сль, возр
а
ст, выр
о
с, сл
о
жение.
3.Физкультминутка (проводит ученик)
Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.
4.Загадка.
Стоит Алена Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан. (б
е
реза)
5.Этимологияя слова
. Сейчас мы узнаем, почему слово береза пишется именно так. Работа с этимологическим словарем. (1 Ученик индивидуальное задание)
На доске оформлена запись (слайд 4):

Береза. Бер – «светлый, ясный, белый»
е
. - Запишите это слово в тетради с красной строки и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Подберите и запишите однокоренные слова, выполните морфемный разбор слова 2. Береза (белоствольная, именное, согласование), березовый (сок, именное, согласование), подберезовик 2 (найти, глагольное, управление).
Определите, какое это словосочетание по характеру главного слова и по способу связи устно.
6.Работа с текстом. (Слайд 5)
Ранняя в..сна Пришла ранняя в..сна. С голубого неба светит 3 яркое со..нце 3 . С веселым шумом б..гут руч..и. (На)старой б..рез.. строит гн..здо ч..рный грач(?). 4 В чистом в.. сеннем воздухе поют птицы.
У доски выполняют 3 ученика индивидуальное задание
. Вахромешина, Жукунова, Концебалов, Кравцова, Моричев, Полухина, Князева, Кондаков, Тимошенко самостоятельно выполняют указанные разборы и работают с тестами индивидуально. Остальные выполняют анализ данного текста.
1 ученик.
Светит 3 - глагол. I.Солнце (что делает?) светит. Начальная форма – светить. I I. Постоянные признаки: несовершенный вид, I I спряжение, непереходный, невозвратный. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 3 лицо, единственное число. I I I. Солнце (что делает?) светит.
2 ученик
Солнце 3 – существительное. I .Светит (что?) солнце. Начальная форма – солнце. I I.Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение. Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж. I I I.Светит (что?) солнце.
3 ученик
На старой берёзе строит гнездо черный грач. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное.)
Остальные выполняют анализ данного текста
. 1.Докажите, что это текст. (Предложения объединены общей темой – ранняя весна.) 2.Идея – пробуждение природы ранней весной. 3.Тип речи – повествование с элементом описания.
4.Стиль художественной литературы, так как используются средства выразительности: эпитеты (ранняя, яркое, веселым, на старой, в чистом), олицетворения (с веселым шумом бегут ручьи).
Выполнить указанные виды разборов, свериться с доской.

6) Обобщение и систематизация знаний



А1
Определите тему текста.
1) Бережное отношение к берёзе, к природе.
2) Берёза –лечебное дерево. 3) Берёза - самое красивое дерево.
А2
Какова основная мысль текста?
1) Берёзу надо любить и беречь, потому что она приносит нам пользу.
2) Каждый крестьянин посадил у своего дома берёзу. 3) Листвой берёзы украшают избы и церкви.
А3
Определите типы речи. 1. Повествование. 2. Описание.
3. Повествование с элементами описания и рассуждения

А4
Какие художественно-изобразительные средства использовал автор предложении № 11 текста? 1. Эпитеты 2. Метафора
3. Олицетворение

А5
Найдите и выпишите слова с гласными, которые обозначают два звука из предложения № 6.
(ее наделяют, называют)

А6
Найдите в предложениях № 1 и 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
(красивое, дерево, появляется, корой)

А7
(прелестной, праздники)

А8
Найдите и выпишите в 7 предложении слова, которые соответствуют схемам:
1) ¬ ͡ ˄ ˄
(посадил)
2) ͡ ˄

(Березку)

Б1

Б2
Среди предложений 9 -11 найдите предложение с однородными членами, выпишите однородные члены.
(церкви, избы)

Б3

1. Простое предложение с прямой речью. 2. Сложное предложение с двумя грамматическими основами. 3.
Простое предложение с обращением
.
Тестирование (средней и слабой групп)

1. Что изучает морфология?
1) Звуки речи. 2)Буквы.
3) Слова как части речи
. 4) Постановку знаков препинания.

1) Предлог.
2) Наречие.
3) Союз. 4) Частица.

1) Глагол. 2) предлог. 3) Наречие.
4) Местоимение.

1) Имя существительное
. 2) Союз. 3) Предлог. 4) Частица.

1) День, ночь, завтра. 2) Осень, холодный, но.
3) Из-за, над, из-под.
4) И, на, за.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Проверка ответов тестов сильной и средней, слабой групп.
Оцените тесты сами. Оценки за работу на уроке:

Достигли ли мы целей урока?
Повторить основные термины по разделу «Морфология». Повторить морфологические разборы частей речи. Повторить различные виды орфограмм, чтобы подготовиться к диктанту.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Лингвистическую сказку о любой части речи. - Текст 7 - 10 предложений о природе с использованием средств выразительности. - Всем. Тест параграф 56 задание 1,2
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Что у меня на уроке получилось лучше всего? Что вызвало затруднение? Какой этап урока мне понравился больше всего? Какие задания выполнять было интересно? Почему? Какие задания выполнять было трудно? Почему? Нарисуйте в пустом окошечке Ваше настроение, с которым Вы уходите с урока. Вы хорошо поработали! Спасибо за урок!
Приложение 1.
Рефлексия
Фамилия, имя учащегося, класс ______________________________________ Что у меня на уроке получилось лучше всего? ___________________________________________________________________ Что вызвало затруднение? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какой этап урока мне понравился больше всего? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какие задания выполнять было интересно? Почему? ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Какие задания выполнять было трудно? Почему? __________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Приложение 1.
Рефлексия
Фамилия, имя учащегося, класс ______________________________________ Что у меня на уроке получилось лучше всего? __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Что вызвало затруднение? ______________________________________________ _____________________________________________________________________ Какой этап урока мне понравился больше всего? ___________________________ _______________________________________________________________________ Настроение в начале урока Настроение в конце урока Настроение в начале урока Настроение в конце урока
Какие задания выполнять было интересно? Почему? ____________________________ ______________________________________________________________________ Какие задания выполнять было трудно? Почему? ______________________________ _____________________________________________________________________
1 карточка:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была, не был, дала, дали, жила, начал, начала, начали, понял, поняла, поняли, создал, создала, создали.
Лингвистическая сказка. (Ученик получил индивидуальное задание)
Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных – части речи. Но однажды злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства. Мы сможем их освободить, выполнив все задания, правильно определяя части речи.
Этимологический словарь
Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающий «светлые, ясные, белые». Именно от Бер образовалось сначала слово «береза», в котором и пишется буква
е
.
Задание для сильных учащихся. Тестирование
1.Берёза –самое красивое дерево. 2.Малышка появляется на свет с тёмной корой. 3. Проживёт деревце несколько лет, и кора становится белой. 4. Можно удивляться тому, что других деревьев с белой корой не существует. 5. Белоствольная красавица - любимица всей России. 6. Её наделяют замечательными качествами, называют прелестной, чистой, приветливой.7. Возможно, каждый крестьянин посадил у своего дома берёзку. 8. С её веточками проводятся праздники: встреча лета, хороводы. 9. Листвой украшают по торжествам церкви и избы. 10. Берёзой лечатся. 11. Плохо бывает берёзке весной, когда режут её тело ради сока. 12. Долго тогда она плачет, просит, чтобы не обижали. 13. Дорогие ребята, берегите наши леса и родную природу!

А1
Определите тему текста. 1) Бережное отношение к берёзе, к природе. 2) Берёза –лечебное дерево. 3) Берёза - самое красивое дерево.
А2
Какова основная мысль текста? 1) Берёзу надо любить и беречь, потому что она приносит нам пользу. 2) Каждый крестьянин посадил у своего дома берёзу. 3) Листвой берёзы украшают избы и церкви.
А3
Определите типы речи. 4. Повествование. 5. Описание. 6. Повествование с элементами описания и рассуждения
А4
Какие художественно-изобразительные средства использовал автор предложении № 11 текста? 4. Эпитеты 5. Метафора 6. Олицетворение
А5
Найдите и выпишите слова с гласными, которые обозначают два звука из предложения № 6.
А6
Найдите в предложениях № 1 и 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
А7
В 6 и 8 предложениях найдите слова с непроизносимой согласной.
А8
Найдите и выпишите в 7 предложении слова, которые соответствуют схемам: 1) ¬ ͡ ˄ ˄ 2) ͡ ˄

Б1
Выпишите грамматическую основу в предложении
Плохо бывает берёзе весной, когда режут её тело ради сока.

Б2
Среди предложений 9 -11 найдите предложение с однородными членами, выпишите однородные члены.
Б3
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Дорогие ребята, берегите наши леса и родную природу!
4. Простое предложение с прямой речью. 5. Сложное предложение с двумя грамматическими основами. 6. Простое предложение с обращением.
Тестирование

1. Что изучает морфология?

2. Укажите самостоятельную часть речи.

3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?

4. Найдите «четвёртое лишнее».

5. В какой строке указаны только предлоги?

Тестирование

1. Что изучает морфология?
1) Звуки речи. 2)Буквы. 3) Слова как части речи. 4) Постановку знаков препинания.
2. Укажите самостоятельную часть речи.
1) Предлог. 2) Наречие. 3) Союз. 4) Частица.
3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?
1) Глагол. 2) предлог. 3) Наречие. 4) Местоимение.
4. Найдите «четвёртое лишнее».
1) Имя существительное. 2) Союз. 3) Предлог. 4) Частица.
5. В какой строке указаны только предлоги?
1) День, ночь, завтра. 2) Осень, холодный, но. 3) Из-за, над, из-под. 4) И, на, за.

Список использованной литературы
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997. 2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I. З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989. 4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996. 5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание. 6. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985. 7. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I. 8. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I. 9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе.– М.: ВЛАДОС, 1995.

14.12.2011 43988 3235

Уроки 9-10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Цель: закрепить знания о морфологии, навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, выразительное чтение, предупредительный диктант; объ­ яснительный диктант; взаимопроверка; самостоятельная работа.

Ход урока 1

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения: Потребительское отношение к природе недопустимо. Выделим и объясним орфограммы, отметим, что сказуемое вы­ ражено кратким прилагательным.

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 27: по цепочке объясняем выбор слитного и де фисного написания слов.

III . Повторение темы «Морфология и орфография»

1. Беседа по вопросам с. 14.

Комментарий. К вопросу № 3. Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам, прошедшего времени - по родам и числам. Вид глагола определяется по вопросу: «Что сделать?» - совершенный {научить, решить), «Что делать?» - несовершенный (учить, решать).

К вопросу № 4. Спряжение глагола с ударными личными окончаниями определяется по окончанию: (идёшь - I спряжение, стоишь - II спряжение). Спряжение глагола с безударными лич­ ными окончаниями определяется по инфинитиву (неопределенной форме).

Напомним, что спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам:

Я живу, говорю; ты живешь, говоришь; он живет, говорит;

Мы живем, говорим; вы живете, говорите; они живут, говорят.

Заметим, что совпадают гласные окончаний только в 1 лице единственного числа, а в окончаниях всех остальных форм глагола ясить наблюдаются гласные е или у (живем, живешь, живут...), глагола говорить - и или я (говоришь, говорит, говорят...). Так изменяются все глаголы русского языка за малым исключением. На­ пример, глагол хотеть изменяется двояко: часть форм - по I спря­ жению (хочешь, хочет), часть - по II (хотим, хотите, хотят); то же относится к глаголу бежать.

Существует всего два способа изменения: одни глаголы имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю), другие - и, а (я). То есть спря­ жение глаголов - это объективно существующее различие в их фор­ мах, давно замеченное и зафиксированное. Таким образом, надо запомнить всего по две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения: для I спряжения - гласные е, у (ю), для Й спряжения - и, а (я).

Например, к какому спряжению относится глагол спать"? Проспрягаем (то есть изменим) его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, я говорят о том, что это глагол II спряжения.

Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, позволяющее определять глас­ ную окончания, то есть спряжение. Представим его в виде таблицы. Начнем со второго спряжения.

I спряжение

II спряжение

брить, стелить, брезжить + все остальные глаголы (на -ать, -оть, -уть и т. д.) «Сигнальные» буквы - е, у(ю)

все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, брезжить + 11 глаголов- исключений. «Сигнальные» буквы - и, а(я)

Одиннадцать глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:

Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Заметим, что приставки и постфиксы (-ся, сь) не влияют на спря­ жение глаголов (например: услышать спрягается как слышать, вертеться - как вертеть и т. п.).

Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действи­ тельных причастий настоящего времени очень прост:

Ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму

Определяем спряжение (удобнее «примерять» глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше).

Подставляем «сигнальную» букву в окончание глагола (или суффикс причастия).

Они завис..т: зависеть; II спряжение (иски.) -я; зависят.

Флаги ре. ..т: реять; I спряжение - ю; реют.

Важно помнить, что спряжение - это изменение личных окон­чаний глаголов, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями. Так, у глагола сидеть личные окончания ударные, он относится ко II спряжению {сидишь, сидят...).

2. Повторение темы «Морфология именных частей речи».

Сколько склонений имеют существительные?

-Какие существительные относятся к разносклоняемым? В чем их особенность?

Все ли существительные в русском языке склоняются? Ка­ковы несклоняемые имена существительные по происхож­дению? (Заимствованные слова.)

На какие разряды делятся прилагательные? (Качественные: яркий, добрый; относительные: стальной, городской; при­тяжательные: мамин, лисий.)

В чем особенность качественный прилагательных? (Признак проявляется в большей или меньшей степени: ярче, ярчай­ший, самый яркий. Качественные прилагательные имеют краткую форму: ярок.)

Как пишутся отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения пишутся слитно, если не имеют предлогов: некого, но не с кого. Под ударением пишется не, без ударе­ния - ни: некем - никем.)

На какие разряды делятся числительные? (Количественные: один, два, тридцать шесть; порядковые: первый, второй, тридцать шестой.)

Как склоняются составные количественные и составные по­рядковые числительные? (У составных количественных чис­лительных склоняются все слова: четырехсот шестидесяти восьми. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году.)

3. Предупредительный диктант.

Задание: определить склонение и падеж существительных, объ­яснить выбор написания слов.

Объявить об окончании матча, жить в роскоши, сделан из не­ржавеющей стал.., красивая брошь, о позднем возвращении, прочел о затерявшейся экспедиции, никому не известный, сгореть в пла­ мени, воскликнуть от радости, лебединая шея, образован в две тысячи пятом году, написать Евгении, у хорошего тренера, никто не знал, боевой клич, родиться в Сибири, не с кем поговорить, равен двумстам метрам, деревья в инее, всё дело в трении, письмо ма­ тери, проказы шалуньи, обжечься горячим кушаньем, на длинной дистанции, телефон Анастасии.

IV. Работа с текстом

1. Упражнение 28: чтение текста, ответы на вопросы.

2. Составление плана доклада.

3. Упражнение 29: чтение текста, обмен мнениями об утверж­ дении Ломоносова.

V . Сообщение ученика

Реализация индивидуального задания.

Домашнее задание

Упражнения 30, 32.

Ход урока 2

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Мощный экскаватор, необходимая помощь, шиповник колюч, непромокаемый плащ, тушь для рисования, стая туч, ночной дозор, опасный хищник, пятьдесят тысяч, находишься в незнакомой мест­ ности, купаться недалеко от берега, лучший теннисист, походная аптечка, ветошь для протирки стекол автомобиля, детский плач, калач с корицей, отрежь несколько кусочков.

II . Проверка домашнего задания

1. Упражнение 30: выразительное чтение, обсуждение основной мысли и заглавия текста.

Основная мысль: мощная сила природы. Вариант заголовка: «Гроза». Проследим, как построен текст: в трех небольших абзацах показаны стадии развития природного явления. 1-й абзац - пред­вестники грозы, 2-й - кульминация, 3-й - разрядка.

- С помощью каких средств достигается эффект изображае­ мого?

Эффект достигается, во-первых, лаконичностью: краткостью и емкостью описания. Во-вторых, аллитерацией - сочетанием со­ гласных звуков. В 1-м абзаце - сочетание шипящих и сонорного «р»; во 2-м - усиление раскатистого «р» подчеркнуто контрастом сочетаний с «х», создающим впечатление восклицаний: «ах!»; в 3-м - преобладание шипящих, передающих шум дождя.

Важную роль играют и синтаксические средства: ряды одно­ родных членов, обилие глаголов, многосоюзие, возрастающая гра­ дация (долетела одна капля, другая, забарабанило... треснуло... раскатилось).

2. Упражнение 32: проверка «по цепочке».

III . Повторение темы «Морфология и орфография»

Выполнение упражнений по морфологии глагола.

1. Упражнение 36: устно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: