Лиличка тема любви. Стихотворение «Лиличка!», Маяковский: анализ, характеристика и особенности. Средства художественной выразительности: примеры из текста

Маяковский всегда считался одним из самых необычных поэтов. И манера, в которой написаны его стихотворения, не знает аналогов во всей мировой литературе. Каждый читатель решает для себя сам, любить его произведения или нет. Однако равнодушными они не оставят никого.

Любовь поэта

Проводя анализ «Лилички» Маяковского, в первую очередь стоит упомянуть о дате написания произведения - это 26 мая 1916 года. Стихотворения Маяковского - яркие и смелые. Точно такой же была и жизнь самого поэта, полная различных событий, противоречий. Он не умел лебезить перед другими и лез в самую гущу событий, очертя голову. И таким же поэт был и в любви - он окунался в нее словно в омут. Часто случается так, что любимая женщина становится для творческого человека музой. Также случилось и с Маяковским. Его поэтической музой стала Лиля Брик. Чувства, которые испытывал поэт к этой женщине, больше были сравнимы с одержимостью.

Стихотворение, анализ которого рассматривается в данной статье, является одним из многих произведений, посвященных Лиле Брик. На момент его написания отношения между Маяковским и его возлюбленной были весьма неоднозначными. Чувства поэта были пылкими, а девушка тяготилась отношениями, которые, по ее мнению, давно следовало завершить.

Композиция произведения

Анализ «Лилички» Маяковского показывает: произведение представляет собой лирический монолог, в котором отображено движение мыслей и чувств автора. Поэт условно делит его на две композиционные части. Первая представляет собой самораскрытие героя. Вторая состоит всего из трех строк и содержит в себе просьбу к возлюбленной.

Первая часть

Первая композиционная часть, в свою очередь, состоит из двух блоков. В первом речь идет о развитии взаимоотношений с возлюбленной. Второй же является условным, он образно передает переживания героя. В первом блоке все события описываются с помощью глаголов прошедшего времени. Проводя анализ «Лилички» Маяковского, школьник может указать: поэт переживает будущее настолько реально, что готов проститься со своей возлюбленной уже сейчас. В конце блока описываемые события представляются как произошедшие (глаголы стоят в прошедшем времени - «короновал», «выжег») или же как предстоящие - «забудешь, растреплет». Но форм настоящего времени совсем нет.

Литературные приемы во втором блоке первой части стихотворения

Анализ «Лилички» Маяковского также показывает, что второй блок первой части построен на литературном приеме антитезы. Свободный мир животных (быка, слона), основанный на гармонии, противопоставляется душевной закрепощенности, страданиям лирического героя. И первая часть завершается риторическим вопросом. С помощью приемов аллитерации (звуки «л», «с», «х», «ж», «ш») и инверсии воспроизводится не только звук шелестящих листьев, но и вызывается зрительно-слуховая ассоциация с осенним временем года, символизирующим безнадежность.

В заключительной части произведения неожиданно мягко озвучена просьба лирического героя. В ней звучит и прощание, и прощение возлюбленной. Применяется аллитерация (звуки «д», «т», «с», «н»), а также ассонанс «а» - «о» - «э». Это придает особенно выразительное звучание заключительному аккорду произведения.

Метафоры

В своем произведении поэт вводит различные типы метафор, причем все они развернутые - «слов сухие листья». Душа представляется как «некогда цветущий сад, выжженный любовью». С помощью метафор умозрительное и абстрактное (душа, любовь) приобретает черты живого, наполняясь вполне конкретным содержанием.

Также в произведении используется и синекдоха - разновидность метонимии. Применение этих методов Маяковским поражает своей зрелищностью: «Сердце в железе», «тело в улицу брошу я». Чувства лирического героя выражаются не посредством отвлеченных понятий, а через метафоры.

Гиперболизация

Любовь поэта к Лиле была огромной, и все, что он переживал, гиперболизировалось. И чрезмерность его переживаний требовала исключительных средств выражения. Обращаясь к природным образам (бык, слон, море, солнце), поэт описывает их огромными. Из мира животных гипербола переносится и в сферу человеческих взаимоотношений. Лирический герой противоположен тому поэту, для которого важнее всего деньги и слава.

Самой высокой точкой гиперболы является заключительная часть, основанная на аллюзиях - автор говорит о том, что «не бросится в пролет», «не выпьет яда». Анафора союза «и», а также повтор частицы «не» еще больше усиливают эту часть гиперболы.

Лирический герой произведения

Анализ стиха «Лиличка» Маяковского должен содержать и описание особенностей лирического героя произведения. Он надеется, что его просьба все-таки будет услышана. Одна из ключевых фраз стихотворения - «крученыховский ад». Именно таким является внутреннее состояние лирического героя. Ад - это место, где страдают согрешившие души, пренебрегшие путем покаяния. Но лирический герой не раскаивается - он, наоборот, жалуется на свое состояние. И происходящее на этом пути вполне закономерно. Ведь лирический герой избирает путь греха - потому и страдает. О своей жертве во имя любви он кричит в состоянии отчаяния. Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит к основному парадоксу произведения: любовь для него превращается в ад. У лирического героя происходит подмена понятий в сфере любви - именно это и приводит его в состояние полнейшего отчаяния.

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского: неологизмы

Как и другие произведения поэта, стихотворение содержит в себе немало неологизмов, а также ненормативных грамматических форм. Например, это слово «опожаренный». В контексте стихотворения это слово еще больше усиливает эмоциональный накал. Для того чтобы усилить экспрессивность, поэт использует и другие неологизмы - «обезумлюсь», «иссечась», «выреветь».

Ритм стихотворения

Даже краткий анализ «Лилички» Маяковского должен включать информацию о ритме произведения. Он является рваным, не соответствующим никакому метру. Произведение написано в тонической системе стихосложения. Оно приближается к тонической системе верлибра с чередованием длинных и коротких строк, которое позволяет подчеркнуть дополнительные эмоциональные ударения.

Трагедия Маяковского

Проводя анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского, кратко можно описать и непростую ситуацию любовного треугольника, в котором оказался поэт. Маяковский был противоречивой и трагической личностью. Духовную сущность поэта было очень сложно определить даже его современникам. Именно поэтому ее стоит искать в творчестве советского поэта. Марина Цветаева, которая была современницей Маяковского, сравнивала ритмику стихотворений поэта с «физическим сердцебиением».

Лиля Брик писала, что после того, как Маяковский начал испытывать к ней нежные чувства, два с половиной года у нее не было спокойной минуты. Несмотря на то что с О. М. Бриком девушка была в разводе, она сопротивлялась напористости поэта. Ее пугала необузданная страсть Маяковского. Трагедия этого любовного треугольника заключалась в том, что сама Лиля любила Брика, однако он не любил ее. Иными словами, Маяковскому нужна была Лиля, которая не могла испытывать нежных чувств ни к кому, кроме Осипа Максимовича.

Мкртчян Диана, 10 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийская дистанционная олимпиада:

Комплексный анализ поэтического текста (для 9-11 классов).

Работу выполнила ученица 10а класса

ГБОУ «Школы №41 им. Г.А.Тарана» города Москвы

Мкртчян Диана

Учитель: Ерохина Любовь Алексеевна

Стихотворение Владимира Маяковского «Лиличка!» было написано в 1916 году. На год ранее поэт знакомится с Лилей Брик, которой посвящено это стихотворение. На протяжении долгих лет она оставалась музой поэта. Их связывали непростые взаимоотношения. Это стихотворение первого дооктябрьского периода и входит в сборник сочинений Маяковского Том 1.

«Лиличка!» - стихотворение, призванное «вместо письма» явиться прощанием с любимой женщиной, которое пропитано любовной горечью поэта и является не посланием, а «последним криком" отчаянья. Лирический герой говорит о том, что не выдержит расставания с любимой. Он страдает от неразделенной любви, он просит, кричит, молит не оставлять его. И уже в первых строках можно почувствовать напряженное состояние автора. Изображенный интерьер погружает в соответсвующее состояние: «Дым табачный воздух выел. Комната - глава в кручёныховском аде»). Он орёт ей о своих муках, но она остаётся равнодушна к этому: («Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День ещё - ввгонишь, может быть, изругав») Он чувствует, что скоро она выгонит его "изругав". Эта женщина является для него идеалом. Поэт сравнивает себя с быком, который трудится до смертельной усталости и хочет отдохнуть в холодных водах. «Любовь» Лилички - холодная морская вода для бунтаря, но в ней он даже плачем не может вымолить отдыха: («Если быка трудом уморят - он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь моря»). Однако наряду с обычной для лирики главной темой в стихе «Лиличка!» есть мотивы, характерные для Маяковского лично.Он пишет, что не покончит с собой, что - ничто не властно над ним, кроме взгляда Лилички, но в жизни он идёт на этот шаг: («И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа»).

Этим стихотворением поэт хочет передать свои чувства к Лиле Брик читателю. Как говорилось ранее, это является не столь посланием, сколько «последним криком». Оно состоит из двух частей: в первой описывается внутренний мир лирического героя, во второй представляется лирическая просьба. В стихотворении употребляется много эпитетов: «дорогая», «иступленный», "сломанная» и другие; сравнение (например, любовь с трудом быка); срифмованные слова противоположного значения («уморят-моря», «слон - солнца» и так далее). Каждое слово выражает чувство Героя. В этом лирическом "крике" очень много живых чувств, которые нам дает прочувствовать автор.

Герой тяготится предстоящим расставанием с любимой. Он благодарен, так как не осуждает ее, не пытается давить на жалость или угрожать. Он в отчаянии и опустил руки и даже не пытается удержать ее, он хочет лишь «последней нежностью выстелить» уходящий шаг возлюбленной.

В стихотворении присутствует сложная композиция, имеющая две своеобразные лирические кульминации. Первая кульминация выражена в строках: «Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб..» Вторая перекликается с первой в концовке стихотворения: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг...» Построение стихотворения в целом призвано описать «громаду-любовь» сильное и всепоглощающее чувство лирического героя.

Снаружи наш лирический герой, как и сам Маяковский, большой и неуклюжий, но внутри очень чувствительный и сильно переживающий свою неразделенную любовь. Он ищет спасения именно в любви. Герой отпускает Лиличку, понимая, что его любовь груз для нее, но в сердце всегда будет хранить ее образ: («Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь - висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб»).

Лирический герой стихотворения "Лиличка!" - тонко и глубоко чувствующая натура. Он противопоставляет себя другим поэтам, которые способны уйти, отказаться от своей любви, если захотят покоя, променять любимую "на деньги и славу". Он же живет любовью к героине, любовь для него самое главное в жизни, он не способен ее на что-либо променять. Для более яркого выражения этой мысли поэт использует анафору: «Кроме любви твоей, мне нету моря... Кроме любви твоей, мне нету солнца... Метафоры (например, «душу любовью выжег») и эпитеты («душу цветущую») передают ранимость, неординарность героя, силу его чувства, а многосоюзие помогает усилить динамику произведения, чтобы понять, как сильно любовь овладела душой лирического героя: «И в пролет не брошусь, И не выпью яда, И курок не смогу над виском нажать..» Таким образом, использованные Маяковским поэтические приемы помогают наиболее полно и ярко изобразить лирического героя, который способен искренне и сильно любить, жертвовать собой ради любви и любимой.

Поэтическое творчество В. Маяковского всегда поражает неожиданностью неологизмов и ненормативных грамматических форм. И данное стихотворение не обошлось без них. Так, слова «обезумлюсь» и «иссечась» характеризуются неожиданным использованием постфикса "-ся", который указывает на направленность психического состояния на субъект речи. Также причастие - новообразование «опожаренный». В контексте произведения это слово поддерживает общий экспрессивный накал. Большое место в поэтическом пространстве стихотворения занимают глаголы (их около 50), преимущественно совершенного вида. Обращают на себя внимание глаголы с приставками "вы-", "из-". Глаголы и отглагольные формы, как бы нанизываясь друг на друга, создают эмоциональное поле высокого напряжения, подчеркивая грандиозность чувства героя. Стихотворение воспринимается как своеобразная внутренняя речь, не оставляя ощущения строфичности, тем не менее оно содержит 10 строф по 4 строки с перекрестной рифмой. В каждой строчке в основном по 4 ударения. Стихотворение написано акцентным стихом, что создает иллюзию непосредственности речи, ведь перед нами письмо. Особый ритм взволнованной речи создают предложения с обратным порядком слов, которых в стихотворении более 90%.

Маяковский принадлежал к такому направлению начала XX века, как футуризм. Футуризм опирался на новейшие философские, психологические, лингвистические и научно-технические идеи. Трагедия личного, сплетенная с социальным, которое в творчестве Маяковского неотделимо от личного, отражается в стихотворении «Лиличка!».

Невозможно представить себе его поэзию без этого "фона": поэму "Облако в штанах" - без того, что "было, было в Одессе", поэму "Человек" - без невского блеска, "Про это" - без Мясницкой и "пресненских миражей", "Хорошо!" - без "двенадцати квадратных аршин жилья", без лично увиденного и выстраданного. Факт, случай, подробность входили в стих не как засушенные цветы в гербарий, а скорее как живое растение, пересаживаемое вместе с грунтом. Поэт неотделим от своего времени, своего поколения, друзей, от литературных споров и боев, от всего, что происходило вокруг, что рушилось и создавалось заново за двадцать лет работы. «Его стихи были неотделимой частью нашей жизни, - пишет режиссер Сергей Юткевич. - Появление каждой новой его строчки было как бы личным событием в нашей биографии». Маяковский был футуристом, все футуристы - люди, которые эпатировали публику скандалами, новыми (придуманными ими словами), они рождали новое искусство, свергая всех предшественников - классиков. Маяковский сделал структуру стиха "лесенкой", тем самым изменив первоначальный строй стихов.

Новые темы: уход от классического изящного красивого изложения - выпяченная грубость, жёсткость, примитивность.

Новые темы, обращённые к примитивному быту.

Одна из ярких фишек - словообразование - придумывание новых слов.

Ну и лесенка, конечно, новая схема рифмования. В общем то они черпали вдохновения в творчестве поэтов прошлых лет - делая наоборот, то есть переворачивая все с ног на голову. Традиции классиков он не поддерживал, общался с Давидом Бурлюком, который оказал на него достаточное влияние для того, чтобы Владимир стал футуристом.

Сегодня стихи В. Маяковского о любви заняли место среди вершин любовной поэзии XX века: Любовное чувство Маяковского стремится осуществиться во всем своём немыслимом, гиперболическом объёме.

Нервный, всегда на пределе чувств, один из самых харизматичных и сильных поэтов раннего СССР, Маяковский всю свою короткую жизнь был предан одной женщине. Женщине, которая жила с ним под одной крышей, но… принадлежала другому.

Своя в богемной Москве, творческая и неуравновешенная, Лиля Брик была женщиной Мандельштама. Живя втроем, два советских поэта дружили, а единственная женщина, Лиля, их вдохновляла: делая счастливым одного, и медленно убивая другого. Мучаясь от неразделенных чувств, Маяковский изливал боль доступным ему способом: писал стихи, в каждом из которых узнается сводившая с ума страсть.

«Лиличка» - это невыразимо пронзительное, печальное и одновременно трогательное стихотворение, сошедшее с пера автора майским днем 1916 года.

Стиль «Лилечки» напряженный и рваный, напоминающий какое-то тревожное заклинание, или проклятие, адресованное самому себе. Каждая коротко брошенная фраза приговором падает куда-то глубоко вниз, оставляя после себя тягостное и щемящее чувство. Тем ласковым вечером поздней весны прорвалось все, что целый год с рокового знакомства жгло огнем неразделенной любви гениального советского лирика.

Комната, которую он сравнивает с главой крученыховского ада…Да, каждый вечер в ней для Маяковского становился преисподней, и дым от многочисленных, в тщетной попытке успокоить расстроенные нервы, советских папирос добавлял зловещее сходство. Напоминая ей то, что ему не забыть, он бессильно упрекает за равнодушие и жестокость: «сердце в железе», - о, как резко и точно он выразился!

Отчаяние, предельное отчаяние и нервы, ставшие ни к черту, - вот о чем говорят мутная передняя и дрожь, ломающая руки.

Доведенный до пограничного, почти безумного состояния, поэт «кричит» о своем остром желании убежать от терзающей его боли: «выбегу… брошу..», но еще понимает, что выхода нет.

«Отчаянием иссечась» словно разделяет стихотворение на две части: грани сумасшедшего неистовства переходят сразу в некое смиренное сознание, в котором он признает, что не в состоянии избавиться от чувства, которое затрудняет жизнь любимой женщине.

Маяковский умоляет лишь о единственном, в чем он надеется, Лиля не сможет отказать: «Дай выреветь..горечь обиженных жалоб» и «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».

Ни единого шанса на счастье, и невозможность забыться, - это ли не проявление ада на земле?

Анализ стихотворения Лиличка по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения На качелях Фета

    Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.

  • Анализ стихотворения Иней Бунина

    Произведение является отражением душевных переживаний поэта в период его беззаботной молодости, отличающейся бедностью и отсутствием творческих амбиций.

  • Анализ стихотворения Плач детей Некрасова

    Поэт посвящает свое произведение Плач детей всем детям, которым не приходится рассчитывать на эту неподкупную радость жизни

  • Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина

    Одним из наиболее узнаваемых содержательных элементов есенинской поэзии было соединение образов природы и образов православной веры. В стихах поэта природа как бы превращалась в божий храм

  • Анализ стихотворения Никитина Зимняя ночь в деревне 5 класс

    Стихотворение «Зимняя ночь в деревне» было написано 1853 года Иваном Никитиным. Никита именно за хорошие стихи и красивые слова, эпитеты и сравнения в стихах и прозвали мастером русского пейзажа

Любовные произведения В. Маяковского поражают откровенностью, некоторые из них напоминают оголенный нерв. В такой манере написано и стихотворение «Лиличка» изучаемое в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Лиличка!» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Впервые опубликовано в 1934 г., поэта на то время уже не было в живых.

Тема стихотворения – страдания, вызванные любовью к женщине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написан разностопным хореем, рифмовка перекрестная и кольцевая, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры «дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя - тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег».

Эпитеты «мутная передняя», «дикий», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни» .

История создания

Анализируемое произведение было написано Владимиром Владимировичем в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Лили была сестрой невесты Маяковского Эльзы. По иронии судьбы, Эльза сама познакомила Брик со своим женихом. Женщина сразу покорила поэта, хоть особой красотой не отличалась. Исследователи, что весь секрет ее очарования был в темпераментности и неординарности.

Любовь Владимира и Лили нельзя назвать счастливой. Женщина уже была замужем, но брачные узы не могли удержать ее сердце. Живя с мужем, Брик крутила роман с Маяковским. Такие отношения заставили поэта страдать, но любовь не убили. Внутреннее состояние Владимира Владимировича отобразилось на бумаге.

Долгое время стихотворениям Маяковского, посвященным Лилии Брик, не было места в русской литературе. Цензура запрещала их из-за безумных «выходок» женщины, которые были известны широкому кругу людей. При жизни поэта произведение так и не появилось в печати. Впервые его опубликовали в 1934. В 1980-х гг. к изданию готовили сборник любовной лирики Маяковского «Громада любви».

Какое-то время цензура его не пропускала из-за того, что он включал стихотворения, посвященные Брик. Комиссия обязала издателей изъять фамилию и имя музы Маяковского. Тем не менее, название «Лиличка!» чудом удалось сохранить.

Тема

Тема произведения - страдания, принесенные любовью. Раскрывается она в обращении лирического героя к возлюбленной. У стихотворения есть подзаголовок «Вместо письма», он, как бы намекает, что герой выражает свои чувства искренне. Он не хочет их афишировать, ведь душа мужчины открыта только для возлюбленной.

Сначала лирический герой описывает прокуренную комнату. Она такая же мрачная, как и его мысли напоминает ад. Такие ощущения возникают у мужчины из-за того, что возлюбленная охладела к нему. Герой предчувствует разрыв отношений. Он детально воспроизводит картину расставания, которую рисует его воображение: любимая женщина выгоняет его, и он с дрожащими руками в отчаянье бежит по улицам. В этом эпизоде раскрывается взрывной характер героини, который был присущ и ее прототипу.

Любящий мужчина не желает доводить отношения до этой пиковой точки. Он хочет расстаться сейчас, пока возможно сделать это тихо, без ссор. Тем не менее, он уверен, что женщина не сможет избавиться от любви полностью, и будет таскать ее, как гирю.

В строках произведения появляются образы слона и быка. Оба зверя отправляются отдохнуть в место, которое приносит им успокоение. Слон и бык - метафорическое воплощение лирического героя и самого Маяковского, уставшего от любви.

Перед тем, как завершить свое «письмо», герой ее раз признается женщине в любви. Мужчина осознает, что возлюбленная скоро забудет о нем, но не теряет надежду на то, что его слова остановят ее. Последние стихи поражают нежностью, которую герой сумел сохранить в растерзанном сердце.

В произведении реализуется идея о том, что настоящую любовь не могут убить ссоры и разлуки. Автор показывает, что нежное чувство может приносить, как радость, так и страдание.

Композиция

Композиция произведения соответствует футуристической манере. Оно написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы. Это целостный поток мыслей, которые появляются под давлением эмоционального напряжения.

Жанр

Жанр стихотворения - послание, о чем свидетельствует не только форма обращения, но и подзаголовок. В произведении есть признаки элегии: в строках чувствуется печаль и разочарование. Стихотворный размер – разностопный хорей. Автор использовал перекрестную рифмовку. Некоторые строки рифмами не объединены.

Средства выразительности

Как и другие произведения Маяковского «Лиличка!» поражает оригинальными художественными средствами. Для откровенных признаний и создания образа любимой поэт использовал метафоры - «дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя - тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег» и эпитеты - «мутная передняя», «дикий», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 26.

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского

В. Маяковский – отдельная, совершенно ни на кого не похожая фигура среди русских поэтов. Все его творчество было вульгарно оригинальным и предельно искренним. Увлекшись модным движением футуристов, поэт полностью принял его законы и правила создания и построения стихотворений. Более того, он смело ломал не только стандартные стереотипы, но и рамки самого футуризма. Тем не менее Маяковский резко отличался от большинства бездарных представителей авангарда. Его стихи шокировали современников, но при глубоком анализе раскрывали перед читателями настоящий внутренний мир поэта, его ранимость и чуткость.

В жизни Маяковского было много женщин, но только одну он любил по-настоящему. Лиля Брик стала его постоянной музой, ей он посвящал свои лирические стихотворения. Женщина была сторонницей свободной любви. Маяковский тоже придерживался «передовых» взглядов. Но в этом случае человеческая природа не выдержала испытания страстью. Поэт влюбился безнадежно, чего нельзя сказать о Лиле. Маяковский невыносимо страдал от ревности, устраивал громкие сцены. В 1916 г. он написал стихотворение «Лиличка!». Примечательно, что женщина в это время находилась с ним в одной комнате.

Произведение представляет собой страстное обращение лирического героя к своей возлюбленной. Его отличительная особенность – описание сильного любовного чувства с помощью грубого языка. Это сразу закладывает в содержание огромный контраст. Во все времена поэты и писатели изображали любовь через светлые радостные образы. Даже ревность и тоска значительно смягчались с помощью особых выразительных средств. Маяковский рубит с плеча: «сердце в железе», «любовь моя – тяжкая гиря», «выреветь горечь». Немногочисленные положительные эпитеты и фразы («душу цветущую», «последней нежностью») выглядят исключением из правила.

Налицо все каноны футуризма: построение стиха «лесенкой», рваная и неточная рифма, бесконечное множество неологизмов («крученыховском», «опожаренном») и намеренно искаженных слов («обезумлюсь», «иссечась»). Маяковский использует самые невероятные конструкции слов: «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу». Лирический герой сравнивает себя и с быком и со слоном. Для усилений эффекта автор вводит детальное описание способов самоубийства, после чего признается, что и это не выход, так как смерть навсегда лишит его возможности хотя бы видеть возлюбленную. В целом произведение имеет максимально возможный эмоциональный накал. Интересно, что при такой исступленности Маяковский ни разу не употребляет восклицательный знак (кроме самого названия).

Стихотворение «Лиличка!» — образец любовной лирики не только Маяковского, но и всего русского футуризма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: