Скачать список целей посещения учебного занятия коллегой. Образовательный портал. Цели посещения уроков администрацией школы

«Посещение и анализ уроков как форма внутришкольного контроля»

«Урок, - говорил наш замечательный педагог Василий Алек­сандрович Сухомлинский, - это зеркало общей и педагогической культуры учите­ля, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Долг и обязанность школьного администратора - постоянно смотреть в это «зерка­ло», чтобы не только контролировать, но и помогать педагогу избавляться от оши­бок, совершенствовать профессиональное мастерство, обретать опыт. Конечно, можно судить о качестве уроков по целому ряду признаков, по состоянию успевае­мости и дисциплины, по результатам экзаменов и контрольных работ, наконец, по отзывам учащихся и их законных представителей. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Оценить по-настоящему профессионализм учителя можно только, побывав на его уроках, увидев все своими глазами. Посещение и анализ уроков – важнейшая работа; от ее научного уровня зависит очень много: интеллектуальное богатство педагогического и ученического коллектива, методическое мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов обучающихся.

Для того чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать внутренний контроль, что позволит совершенствовать образовательный процесс.

Демократическая система внутреннего контроля основывается на следующих принципах:

    Принцип поиска позитивного (Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным)

    Принцип контроля за достижением цели (Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быт нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения)

    Принцип с убъектной позиции педагога к системе внутреннего контроля (чем активней педагоги участвуют сами в процессе внутреннего контроля – взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается)

    Принцип гласности и открытости контроля (результаты контроля – как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям)

    Принцип системности (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается).

Работа по внутреннему контролю планируется на пять лет и является разделом перспективного плана . Основой календарного планирования внутреннего контроля является перспективный план работы учреждения, недостатки и нерешенные проблемы предыдущего года, нормативные документы, цель и задачи учреждения. План внутреннего контроля на учебный год, является составной частью плана работы учреждения на учебный год. Используется текстово-табличная форма внутреннего контроля, в которой определены направления контроля, содержание контроля, объект контроля, вид, форма, сроки, ответственный за проведение контроля, планируемый выход. В план включены разнообразные виды и формы контроля: обзорный, тематический, промежуточный, итоговый, фронтальный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий и другие, которые определены целями контроля.

На основании годового плана внутреннего контроля текущее планирование включается в раздел «Контроль и руководство» плана работы учреждения на месяц, где прописываются конкретные сроки организации контроля. Для удобства можно также использовать графическое планирование контроля.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ:

    перспективное

Перспективный план-график фронтального контроля состояния преподавания предметов

    календарное

Внутренний контроль на 2012/2013 учебный год

    текущее

План ВШК на месяц, график посещения уроков

    графическое

Циклограмма внутреннего контроля на 2012/2013 учебный год

На административных совещаниях, совещаниях при директоре, заместителе директора постоянно отслеживается реализация плана внутреннего контроля, анализ выполнения перечня поручений, данных в ходе контроля.

Посещая различные уроки, мы ставим перед собой те или иные конкретные цели и задачи.

ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ:

- реализация задач само­образования педагога в организации образовательного процесса;

Достижение учащимися обязательного и дополнитель­ного уровней образования по предмету;

Диагностика учебных возможностей уча­щихся;

Использование педагогом воспита­тельных возможностей урока;

Формирова­ние общеучебных умений и навыков у уча­щихся на уроках.

ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ:

- проконтролировать де­ятельность учителя (выполнение программ, уровень учащихся и т.п.), определить ее результативность;

Оказать учителю свое­временную помощь;

Изучить и обобщить его положительный опыт.

Частными целями посеще­ния урока могут стать соблюде­ние учителем общих требований к организации образовательного процесса (использование оборудова­ния, сроки и успешность прохож­дения учебных программ, выпол­нение учебного плана, программ­ных требований), а также выявление более узких вопросов, связан­ных с конкретным уроком, пред­метом, учителем. Эти цели могут вытекать из результатов предше­ствующих посещений уроков, из характера сделанных ему замеча­ний и рекомендаций.

Такими целями могут быть:

    Ознакомление с системой ра­боты нового учителя.

2. Выявление причин малой эф­фективности урока слабого учи­теля.

3. Выявление специфики орга­низующей деятельности учите­ля - мастера педагогического труда для обобщения и распрост­ранения его опыта.

    Проверка внесённых учите­лем изменений в систему органи­зации урока в соответствии с ра­нее полученными замечаниями и рекомендациями.

    Направленность урока на вы­полнение вновь принятых норма­тивных документов, направле­ний, ознакомление с методикой их использования в образовательном про­цессе и др.

При организации контроля необходимо соблюдать правила осуществления контроля :

    Контроль должен быть отражен в планировании учреждения образования ;

    На основании плана работы и в соответствии с Положением издается приказ (в котором четко определяются сроки проведения, ответственные, цель, форма и методы проведения контроля, составляется программа проверки );

    По итогам контроля оформляется справка , информация;

    Выявленные недостатки обсуждаются с тем, в отношении кого проводилась проверка;

    Информация о проведенном контроле рассматривается на педагогическом совете, совещании при директоре, заместителе директора, методическом объединении;

    Решением данных органов определяются сроки устранения недостатков, выявленных при проведении контроля (протокол поручений , приказ );

Выделяют следующие формы внутреннего контроля:

1.По субъекту контроля:

    административный

    общественный

    взаимоконтроль

    самоконтроль

2. По объекту контроля:

а) деятельность педагогов

    персональный

    выборочный

    обзорный

    сравнительный

    фронтальный

б) образовательный процесс

    классно-обобщающий

    комплексно-обобщающий

    фронтальный

    тематический

3. По цели контроля:

    предупредительный

    тематический

    итоговый

4. По времени:

    оперативный

  • итоговый

Посещение всех уроков в одном классе в течение дня дает нам возможность, во-первых, осуществить классно-обобщающий контроль , во-вторых, сопоставить работу отдельных учителей, работающих в данном классе, и сравнить степень активности учащихся на уроках у разных педагогов. В–третьих, выявить систему знаний учащихся, их ежедневную учебную нагрузку.

Посещение уроков одного учителя в течение дня или на протяжении изучения той или иной темы позволит вам выяснить, насколько он учитывает возрастные особенности, и изучить систему его работы - провести персональный контроль.

Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с си­стемой работы учителя, оценки оптималь­ности избранных структур уроков, сочета­ния форм, методов и средств обучения организуют в рамках тематического контроля.

Посещение уроков с целью глубокой и всесторонней проверки по всем вопросам деятельности учителя или группы учителей организуется в рамках фронтального контроля. Обычно для осуществления фронтального контроля создается комиссия в составе 5-6 человек, которую возглавляет директор или его заместитель. Администрация должна учесть, что учитель не может подвергаться фронтальной проверке более одного раза в год.

Посещение уроков молодых специалистов, вновь прибывших педагогов с целью знакомства с системой их работы организуют в рамках обзорного контроля. Форму обзорного контроля можно использовать и в конце учебного года, когда необходимо определить, насколько полно нашли свое воплощение в практической работе учителей те задачи, над которыми работал весь коллектив на протяжении учебного года.

Существуют различные ВИДЫ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ:

выборочное, тематическое, параллельное, целевое, комплексное.

Виды инспектирования: плановая, оперативная проверка, мониторинг.

1. Выборочное посещение уроков

Директор или его заместитель по учебной работе по личному плану, посещает отдельные уроки. Такая проверка дает возможность установить, как педагог подготовлен к уроку, какова активность класса. Таким образом, можно наблюдать деятельность учителя и учащихся в обычной обстановке.

2.Тематическое посещение уроков

Администрация с целью всестороннего изучения системы работы учителя посещает цикл уроков по одной теме. Такая проверка дает возможность оценить достоинства и недостатки педагога, дать ему квалификационный совет по совершенствованию педагогического мастерства.

3.Параллельное посещение уроков

Заместитель директора посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной теме. Цель посещения - раскрыть особенности педагогического почерка учителя или эффективность отдельных методов обучения.

4.Целевое посещение урока. Директор школы или его заместитель не являются специалистами по всем учебным предметам. В целях углубленного изучения работы учителя на урок приглашается опытный специалист, руководитель методического объединения.

5.Комплексное изучение образовательного процесса в отдельных классах. Директор или его заместитель в течение всего учебного дня присутствует в одном классе. Таким образом, проверяется работа одних и тех же учащихся в разных условиях. Оно позволяет сделать выводы о том, почему учащиеся достигают различных учебных результатов у разных учителей, как поддерживается дисциплина на уроках, как выполняются единые требования к учащимся.

Внутренний контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных работ, а также мониторинга. Внутренний контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их законных представителей, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

Каждая форма контроля, прежде всего, должна иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок в деятельности учителя на разных этапах образовательного процесса.

Посещение и анализ уроков администрацией учреждения включает следующие этапы:

    Подготовка к посещению урока:

Определение цели посещения урока, выбор объекта для изучения;

Изучение концепции учебного предмета, образовательного стандарта, требований учебных программ, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций по учебному предмету;

Просмотр соответствующих разделов учебника, учебно-методического пособия;

Изучение классного журнала с целью проверки выполнения учебных программ, выявления системы опроса, индивидуальной работы с учащимися, состояния успеваемости по учебному предмету;

Просмотр записей ранее посещенных уроков;

Составление программы наблюдений.

Как поступить, если вы не специалист в данной области знаний. Вы - физик, а посещаете урок иностранного языка. Оснований для беспокойства быть не должно. Во-первых, директор учреждения обязан максимально учесть специализацию заместителей при распределении между администрацией кураторства предметов. Во-вторых, помните, что методические требования едины везде. В-третьих, уровень подготовки учащихся вы сможете увидеть на любом уроке. В-четвертых, можно обратиться за консультацией к опытному педагогу - специалисту данной области. Можно перечислять и пятое, шестое и т.д. Решений много, вы их найдете.

2 этап. Посещение урока, фиксация его хода.

Схема наблюдений за уроком – условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающее четкую, последовательную работу во время проведения урока и последующий его анализ.

Запись уроков в зависимости от целей посещения может быть полной, выборочной и краткой.

Полная запись хода урока используется:

При знакомстве с работой нового учителя;

Изучении и обобщении интересного педагогического опыта;

Необходимости оказания методической помощи.

Выборочная запись производится при наблюдении за какой-либо одной стороной урока с условием краткой фиксации содержания всего урока.

Краткая запись осуществляется после длительного изучения системы работы учителя с целью проверки реализации данных ему рекомендаций.

Каждый администратор найдет удобную для себя форму записей хода урока, целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают запись.

3 этап. Беседа с учителем:

Самоанализ урока учителем;

Анализ урока посещающим.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Поэтому в педагогической копилке каждого учреждения должен быть набор различных схем самоанализа урока.

Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование цели, задач урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителем уроком (его отдельными частями); меры, намеченные учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.
Предлагаем несколько схем самоанализа урока.

4 этап. Рекомендации учителю по совершенствованию образовательного процесса. Учителю не следует давать советы по устранению недостатка. Важно ему помочь самому это решение принять. Мудро поставленные вопросы – главное условие данного этапа. Например:

Администратор зафиксировал, что два учащихся бездельничали в течение 20 минут на уроке, учитель не обратил на это внимания. Закономерен вопрос: «Обоснуйте ваше решение не привлекать Петю С. и Сашу К. к работе?». Вы приняли как норму принцип сознательности и активности в обучении и согласились, что пассивность на уроке двух учащихся не согласуется с данной нормой. Можете ли вы здесь что-то исправить? Как это можно сделать? Или предположим, в программе по физике к данному уроку указан демонстрационный опыт. Учитель опыт на уроке не проводил. Следует вопрос: «Коллега, обоснуйте ваше решение не демонстрировать опыт, который предусмотрен учебной программой?» Насколько вам трудно будет в дальнейшем безупречно следовать требованиям учебной программы по вашему предмету?

Нетрудно понять, что в данных случаях руководитель не указывает учителю на недостатки в его уроке. Он подводит педагога к ситуации сопоставления его решений, деятельности, поведения с существующими нормами, к обнаружению собственных недоработок и собственной недостаточной компетентности.

Подробнее остановимся на анализе урока проверяющим. Различают следующие виды анализа урока:

    Краткий

    Структурный

    Аспектный

    Дидактический

    Психологический

    Полный

Краткий (оценочный) анализ проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.

КРАТКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

    Постановка на уроке цели.

    Какими методами она решалась.

    Примеры, подтверждающие работу учителя по реализа­ции задач урока.

    Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

    Какова работа на уроке учащихся с учебни­ками и другой литературой.

    Как организована самостоятельная работа каждого учащегося и каков ее уровень.

    Достигнут ли результат по аспектной цели урока.

    Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает дости­жению конечного результата.

Структурный (поэтапный) анализ урока является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА:

    Выявить главные элементы урока и опреде­лить основные виды работы с учащимися.

    Определить их последовательность и це­лесообразность.

    Выявить временной фактор и его рацио­нальность по этапам урока.

    Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего струк­турного элемента урока.

    Какова взаимосвязь отдельных структур­ных элементов урока.

    Какова результативность отдельных эта­пов урока в конечном усвоении знаний учащихся.

Аспектный анализ осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока.

АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА:

    Постановка и решение на уроке цели и задач.

    Оптимальность выбора типа и структу­ры урока для решения данной аспектной задачи.

    Соответствие содержания, понятий, фак­торов и идей изучаемого материала реше­нию данной аспектной задачи.

    Была ли обеспечена на данном уроке пре­емственность в решении данной задачи.

    Проанализировать использование форм и методов обучения и воспитания.

    Какова работа на уроке учащихся с учеб­никами и другой литературой.

    Как организована и каков уровень само­стоятельной работы каждого учащегося.

    Достигнут ли результат по его аспектной цели.

    Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения учащихся, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА:

    Общие сведения об учителе и классе.

    Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

    Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

    Оптимальный отбор содержания обуче­ния под поставленные цели.

    Адекватность, то есть соответствие ме­тодов и средств целям и содержанию уро­ка. Их оптимальность и интенсивность.

    Тип урока, рациональность избранной структуры урока, то есть соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.

    Дидактичное взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

    Посильность объема и сложности до­машнего задания.

    Степень реализации триединой задачи урока.

Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока.

2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе.

3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

ПОЛНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА – Полный анализ является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.

    Целевая направленность урока.

    Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.

    Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результа­нт усвоения.

    Как организована самостоятельная мыслительная деятель­ность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.

    Как работа с учебником способствовала усвоению и зак­реплению знаний учащихся.

    Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащи­мися.

    Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня зна­ний на данном уроке.

    Рациональность проведения уроков разных типов - лек­ции, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов ил данном уроке.

9. Какие методы и приемы обучения были использованы.

11.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.

12.Насколько творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого учащегося, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.

13.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях.

Обратим внимание на все аспекты урока.

Анализ цели урока. Анализируя цель урока, «проверяющие» определяют:

Краткость, четкость и простоту формулировки цели;

Заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

Реальность достижения цели;

Соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

Отсутствие разрыва между целью и результатом.

Анализ структуры и организации урока . Организационная и заключительная части урока не менее важны, чем основная часть урока – именно они создают основу для познавательной деятельности на уроке и мотивируют учащихся на дальнейшую работу.

Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока . Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к неприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

    реализация воспитательного потенциала содержания урока;

    дифференциация и интеграция знаний;

    чёткое выделение учителем основного содержания темы как объекта прочного усвоения на уроке;

    использование на уроке различных источников знаний;

    включение в содержание темы сведений о новейших достижениях науки, техники, культуры;

    реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, показ их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений, включение в ход урока профориентационного и краеведческого материала;

    включение в содержание урока деятельности по развитию учебных умений и навыков;

Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся, разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения

с учётом:

а) темы урока;

б) цели урока;

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя;

д) учебно-материальной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий.

4. Актуализация опорных знаний.

5. Качественное освоение нового материала.

6. Использование средств обучения.

7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся.

8. Педагогическая техника учителя:

темп речи

эмоциональность изложения

точность использования специальной терминологии

умения в межличностном общении приемы влияния на учащихся

Анализ работы учащихся на уроке

1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Интерес к теме или к уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы.

Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований.

5. Наличие навыков самоконтроля.

6. Качество знаний и умений учащихся.

7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность

суждений.

8. Культура межличностных отношений.

9. Рефлексия.

Анализ домашнего задания , полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий его посильность). Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока

    Классная доска.

2. Уровень освещенности, чистота помещения.

3. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

4. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации.

5. Применение наглядности.

6. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

Психологический анализ урока

    Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его

    Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

    Развитие и тренировка памяти учащихся:

    Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.

Общие выводы:

1. Оценка самоанализа урока учителем.

2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

3. Аргументированная характеристика достоинств урока:

элементы творчества, находки, результативность.

4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

Постарайтесь провести анализ урока сразу (в этот же день) после посещения. Пригласите учителя в свой кабинет, но если надо показать методические возможности учебного кабинета в ходе урока, то лучше это сделать в учебном кабинете. Дайте учителю возможность провес­ти самоанализ. А далее уже по ходу своего ана­лиза укажите положительные моменты, тактично намекните на явные недостатки и выскажите предложения. При общей оценке урока придерживайтесь основных рекомендаций, конкретных методик и в то же время не загоняйте учителя в жест­кие рамки. Урок - это все-таки творение учи­теля и учеников. И уж тем более не старай­тесь свой «методический костюм» надеть на учителя, природа одарила каждого человека своей индивидуальностью, и не всегда ваши суждения будут единственно верными. Поблагодарите учителя за урок, пожелайте ему дальнейших успехов. Известный педагог и публицист Симон Соловейчик говорил: «Урок-загадка, учитель-загадчик, а человек, разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком». Желаю Вам, коллеги, творческих успехов!


Цели посещения уроков
1.Проверить, как на уроке осуществляется единство обучения, воспитания и умственного развития учащихся.
2.Выявить уровень научной обоснованности и систематичности осуществления учителями межпредметных связей с преподаванием.
3.Выявить степень подготовленности учителя к оптимизации методов обучения.
4.Проверить, как учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся.
5.Проверить работу учителя по осуществлению связи преподавания с жизнью.
6.Проверить, как учитель реализует на уроке принцип доступности обучения.
7.Изучить работу учителя по развитию на уроке познавательных интересов учащихся.
8.Выявить уровень работы учителя по систематизации повторения ранее изученного материала.
9.Определить степень подготовленности учителя к применению методов проблемного обучения и созданию на уроке проблемных ситуаций.
10.Изучить состояние работы учителя по применению методов развивающего обучения.
11.Сделать заключение об эффективности реализации на уроке принципа наглядности обучения.
12.Выявить оптимальность сочетания фронтальных и индивидуальных способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
13.Определить эффективность сочетания методов словесного, наглядного и практического обучения.
14.Изучить систему работы учителя по дифференциации процесса обучения на уроке.
15.Изучить систему работы учителя по развитию логического мышления учащихся.
16.Определить уровень работы учителя по формированию на уроке общеучебных умений и навыков учащихся.
17.Провести психолого-педагогическое наблюдение за работой и поведением на уроке `трудных` учащихся.
18.Сделать вывод об уровне научно-теоретической и методической подготовки учителя.
19.Установить степень эффективности применения учителями ТСО.
20.Проверить, как учитель осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала.
21.Провести наблюдение за организацией на уроке творческих работ учащихся.
22.Проверить, как учитель организует на уроке самостоятельную работу.
23.Проверить, как учитель осуществляет индивидуальный подход к слабым и неуспевающим ученикам.
24.Проверить, как учитель определяет содержание, характер и объем д/з и проводит его инструктаж.
25.Проверить работу учителя по рационализации методов опроса учащихся.
26.Определить результативность работ по развитию устной речи.
27.Определить результативность применения методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.
28.Познакомится с работой учителя на уроке по воспитанию у детей трудолюбия и культуры труда.
29.Установить уровень эффективности применения на уроке дидактического материала.
30.Дать оценку приемам работы учителя по поддержанию активности внимания учащихся на протяжении всего урока.
31.Установить уровень сформированности у учащихся навыков выполнения единых требований на уроке.
32.Провести наблюдение за работой учителя по формированию на уроке сознательной дисциплины учащихся.
33.Изучить работу учителя по выработке у школьников навыков выразительного чтения и овладению ими нормами литературного языка.
34.Изучить работу учителя иностранного языка по проведению упражнений направленных на развитие у учащихся пониманию ими речи со слуха в конкретной жизненной ситуации.
35.Проверить, как учитель иностранного языка организует упражнения, развивает у учащихся умение пересказывать текст, вести (развитие речи) рассказ по картинке и отвечать на вопросы.
36.Установить эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала.
37.Изучить систему работы учителя на уроках биологии в.. классе по экономическому воспитанию.
38.Изучить систему работы учителя по проведению нетрадиционных уроков.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ

Урок - это основная дидактическая единица, важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Хороший урок имеет «своё лицо», которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства, в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя: знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока; умение планировать, проводить и анализировать урок. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, профессиональные навыки.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оценивается в основном во время посещения учебных занятий. Выводы, сделанные на основе посещения урока, позволяют судить о его эффективности. По результатам посещения серии уроков можно составить мнение о системе работы учителя и об особенностях учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом.

Педагогическая наука и практика выработала целый ряд подходов к анализу уроков в результате их посещения, к интерпретации полученных выводов. Множественность таких подходов, базирующаяся на разнообразии учебно-воспитательного процесса в современной российской школе, позволяет каждому образовательному учреждению выработать собственные принципы и приёмы анализа уроков, которые отражают особенность, уникальность данной школы, центра образования, гимназии.


1. Ознакомительное посещение уроков - это знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника, педагога-новатора) через посещение серии уроков. Осуществляется в отведенный заранее срок, например, в течение изучения отдельной темы в одном классе (посещаются все уроки) или календарного месяца (посещается большинство уроков). Основная цель : оценка оптимальности избранной структуры урока и сочетания методов и приёмов обучения для достижения педагогического результата. В центре внимания администрации - работа учителя, её результативность и системность. Выводы представляются при обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного и аспектного (с точки зрения содержания и методики урока) анализа, а также по итогам посещения серии уроков (в конце установленного срока) на собеседовании учителя с администрацией центра образования.

Аспектный анализ урока (с точки зрения содержания образования и методики).

  • Соответствие содержания урока требованиям государственных программ и базовых образовательных стандартов.
  • Постановка целей урока и степень их достижения.
  • Структура урока, её обоснованность и соответствие целям и содержанию урока.
  • Научность, достоверность и доступность для учащихся изучаемого материала.
  • Обоснованность и разнообразие использованных методов, приёмов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, целям урока и возможностям класса.
  • Реализация развивающих и воспитательных возможностей урока.
  • Обоснованное использование современных педагогических технологий.
  • Культура общения учителя с учащимися, создание комфортного психологического климата в детском коллективе.

2. Контрольно-обобщающее посещение уроков - это традиционный для каждого образовательного учреждения классно-обобщающий контроль. Основная цель : оценка состояния учебно-воспитательной работы в конкретном классе по разным предметам за определённый (короткий) период времени по специальным критериям. - работа учащихся на отдельном уроке и ряде уроков, а также психолого-педагогическая система образовательного учреждения в целом. Организуется в отдельном классе или параллели в соответствии с определённой темой , которая определяет цели наблюдения за учебно-воспитательным процессом, особенности анализа уроков в рамках классно-обобщающего контроля и выводов по его итогам. Осуществляется через посещение всех уроков в данном классе (параллели) в течение одного учебного дня (учебной недели). Выводы представляются на обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного анализа и собеседования, а также на тематическом совещании педагогов по итогам классно-обобщающего контроля.

5 класс.

« Преемственность учебно-воспитательного процесса в начальной и основной школе».

Цели:

  • Оценить общий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций выпускников начальной школы; степень их готовности к обучению в 5 классе.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и в конкретном классе (например, единство требований; использование возможностей школьного компонента; активизация определённых видов деятельности и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей и родителей учащихся для успешной адаптации пятиклассников в средней школе.

10 класс.

Тема классно-обобщающего контроля: « Своеобразие познавательного процесса в старших классах».

Цели:

  • Оценить уровень мотивации и степень готовности выпускников основной школы к обучению в 10-м классе.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и конкретном классе (например, организация дифференцированного обучения, элективные курсы; система подготовки к экзаменам и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учащихся и родителей для успешного обучения в старшей школе, сдачи экзаменов и выбору профессиональной деятельности.

Классы с мотивированными к учебно-познавательной деятельности учащимися.

Тема классно-обобщающего контроля: « Содержание и образования и методика преподавания в классах с повышенной мотивацией учащихся к обучению и гимназических классах».

Цели:

  • Оценить общий уровень сформированности ключевых компетенций и специальных умений и навыков у учащихся контролируемых классов.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса с данным контингентом учащихся (например, активизация приёмов КСО, использование интерактивных методов обучения и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учителей-предметников по организации работы в контролируемых классах.

Общие критерии анализа урока (и учебно-воспитательного процесса в целом) в рамках классно-обобщающего контроля.

  • Объём получаемой на уроке (уроках) информации, её доступность, достаточность.
  • Суммарный объём домашних заданий, степень и качество их выполнения.
  • Единство требований к учащимся, степень их выполнения.
  • Активность, интенсивность работы учащихся на уроке, в течение дня, на различных уроках (в сравнении).
  • Разнообразие используемых методов, форм, приёмов и технологий обучения.
  • Степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, ключевых компетенций.
  • Уровень мотивации школьников к процессу познания, интерес к учёбе, отдельному предмету и виду деятельности.
  • Особенности общения участников педагогического процесса (Учитель-Учащиеся; Учащиеся-Учащиеся), психологическая атмосфера в классе.
  • Результаты обучения.

3. Тематическое посещение уроков - это изучение отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Систематическое посещение уроков осуществляется регулярно, в течение учебного года или ряда учебных лет. Оно связано, прежде всего, с реализацией общей методической темы, над которой работает центр образования. Основная цель : выявление элементов педагогического мастерства (профессионального творчества, инноваций), заслуживающих изучения и внедрения в педагогическую практику, а также трудностей и проблем, в решении которых требуется административная помощь. Кроме того, в ходе ознакомительного, контрольно-обобщающего или систематического посещения уроков могут быть выявлены болевые точки и успехи образовательного процесса, которые способны стать импульсом для организации локальных посещений уроков. Они ставят пред собой частные цели. (Например, выявить уровень сформированности речевых компетенций и результативность работы по развитию речи школьников; изучить, какие виды опроса используются на уроках; оценить, как организуется на уроках творческая деятельность учащихся; исследовать, каким образом применяются на уроках элементы ИКТ; оценить систему подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов.) В центре внимания администрации - избранный аспект учебно-воспитательного процесса. Выводы представляются на обсуждении каждого урока с учителем в виде самоанализа педагога, проводившего урок, и развёрнутого анализа урока представителем администрации; через административные характеристики и рекомендации по распространению педагогического опыта; на тематических педагогических советах и семинарах.

Виды анализа урока

Анализ урока - это оценка по различным критериям степени эффективности урока.

1) Комплексный (полный) - многоаспектный анализ реализации задач урока (чаще - серии уроков), содержания и видов учебной деятельности школьников; реализации дидактических принципов; адекватности выбора методов и технологий обучения; уровня усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности; результативности урока. Используется при экспертизе педагогической деятельности.

2) Системный (единый) рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН учащихся и ключевых компетенций. Позволяет оценивать эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры. Часто базируется на рассмотрении не только одного урока, а системы учебных занятий. Используется обычно для оценки новаторской деятельности и при аттестации педагогических кадров.

3) Оценочный (краткий) - это общая оценка урока, успешности реализации его образовательных, воспитательных и развивающих задач. Обычно используется как отзыв коллег о посещенном (открытом) уроке, включает указание положительного («+») и отрицательного («-») в методике урока, а также предполагает выявление ценного опыта («возьму на заметку!»).

4) Структурный (поэтапный) - выявление главных элементов (этапов) урока, оценка их целесообразности для решения поставленных задач и для общего развития школьников. Это наиболее популярный в отечественной школе вид анализа урока. Он используется и как развернутый самоанализ урока учителем, и как основной внешний анализ (при проведении ВШК, открытых уроков, аттестации педагогических кадров).

5) Аспектный (целевой) - рассмотрение и оценка под определенным углом зрения (с конкретной целью) какой-либо стороны урока; например, использование развивающих методов обучения; формирование общеучебных навыков; проверка и оценка знаний на уроке и т.д. Используется обычно для выявления мастерства учителя в применении технологий обучения при целевом наблюдении за учебным процессом (ВШК, реализация методической темы школы), при проведении обучающих семинаров и др.

В педагогической литературе предлагаются и иные виды анализа урока, в частности,

* структурно-временной (как распределено время по этапам урока);

* психологический (как обеспечивается развитие учащихся в процессе познавательной деятельности);

* дидактический (с точки зрения реализации принципов обучения и отбора учебного материала);

* с позиций личностно ориентированного образования (использование субъективного опыта учащихся и специфического дидактического материала; характер педагогического общения на уроке и активизации способов учебной работы и т.п.);

* с позиций здоровье сберегающих возможностей урока;

* поэлементный (включает анализ содержания, методики, развития познавательной деятельности школьников как важнейших составляющих элементов современного урока);

* сопоставительный (урок соотносится с другими уроками данного учителя с целью выявления системы в работе, динамики);

* с позиций деятельностного подхода (ключевой момент в анализе - рассмотрение характера деятельности учащихся во время урока);

* системно-интегративный (используется для характеристики уроков, построенных на основе межпредметной интеграции) и многие, многие другие.

Все они являются, по сути, аспектными или комбинируют возможности основных пяти видов анализа урока.

Система анализа урока (обычно - несколько видов анализа) нередко разрабатывается в образовательном учреждении и используется учителями и администрацией в соответствии со спецификой школы.

Структурный самоанализ урока

Популярность данного вида анализа и активное его использование в качестве схемы самоанализа урока учителем заключается в некоторой универсальности подхода к оценке урока через его структуру: позволяет оценить замысел, ход, результаты урока и его методику в системе. Данный вид самоанализа надтехнологичен, т.е. может быть применён к уроку, спроектированному на основе любой педагогической технологии. При необходимости в общую схему могут быть внесены дополнительные элементы, раскрывающие конкретные аспекты анализа урока.

Схема структурного самоанализа урока.

Класс

Тема урока

Тип урока, его структура (этапы)

1. Место урока в теме, его связь с предыдущими и последующими уроками.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество «сильных», слабо успевающих; какие особенности учитывались при проектировании урока).

3. Учебная, развивающая, воспитательная цели урока (ТДЦ); оценка успешности их достижения.

4. Отбор содержания, форм, методов и технологических приёмов обучения в соответствии с целями и задачами урока.

5. Главный этап урока, его характеристика.

6. Рациональность распределения времени на уроке (обоснование, как все этапы урока «работали» на главный; указание на логичность «связок» между этапами урока).

7. Отбор дидактического материала, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

8. Организация контроля усвоения ЗУН (на каких этапах, в каких формах, какими методами).

9. Оценка результатов урока (удалось ли реализовать поставленные задачи, почему).

10. Психологическая атмосфера на уроке, общение учителя с учащимися, учащихся между собой.

Системный анализ урока

Данный вид анализа включает в себя ряд аспектов, позволяющих дать всестороннюю оценку урока, поэтому может использоваться как основа для исследования учебно-воспитательного процесса с различными целями.

Схема системного анализа урока

1. Анализ целей урока:

  • какие цели урока поставлены учителем;
  • в какой степени эти цели отражают особенности учебного материала; место данного урока в системе; уровень подготовленности класса;
  • поставлены ли цели перед учащимися;
  • в какой степени достигнуты поставленные цели.

2. Анализ структуры и организации урока:

  • какой тип урока выбран, обоснован ли этот выбор;
  • являются ли все этапы урока взаимосвязанными, логичными и продуманными;
  • целесообразно ли распределено время на уроке;
  • рационально ли выбраны формы обучения.

3. Анализ содержания урока:

  • соответствует ли содержание урока требованиям программы;
  • насколько полно, достоверно и доступно ведётся изложение материала;
  • каким образом реализуется развивающая и воспитывающая направленность образовательного процесса;
  • как организуется самостоятельная деятельность учащихся на уроке.

4. Анализ методики проведения урока:

  • какие методы, приёмы и средства были использованы на уроке;
  • соответствуют ли они содержанию учебного материала, целям урока, особенностям класса;
  • эффективно ли использование наглядных пособий, дидактического материала, ТСО.

5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:

  • общая оценка работы класса;
  • внимание и прилежание;
  • интерес к предмету;
  • активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;
  • включение учащихся в самостоятельную учебную работу;
  • формирование общеучебных и специальных умений, навыков, компетенций.

6. Анализ личностно-развивающих возможностей урока:

  • есть ли у учащихся на уроке возможность выбора значимой деятельности;
  • учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствие их личностно-смысловой сфере;
  • создаются ли на уроке ситуации, побуждающие к дискуссии, коллективному поиску, решению проблемных задач;
  • каким образом ведётся воздействие на мотивационную сферу учащихся.

7. Анализ педагогического общения на уроке:

  • какова культура общения учителя с учащимися, учащихся между собой;
  • какова морально-психологическая атмосфера в классе;
  • какова дисциплина учащихся на уроке, какими способами она поддерживается.

Анализ урока проводится с общепедагогических позиций, является надпредметным, т.е. применимым к уроку по любой учебной дисциплине. Учитывая специфику своего учебного предмета, каждое методическое объединение учителей-предметников может разработать особенную схему для анализа и самоанализа урока.

Порядок организации посещения и анализа уроков администрацией образовательного учреждения

1. Методсовет утверждает методическую тему центра образования на учебный год и определяет в связи с этим основную цель систематических посещений уроков; а также уточняет, каким аспектам системного анализа урока следует уделить особое внимание; вносит необходимые уточнения и изменения в общую схему анализа урока .

2. На совещании администрации определяются сроки и темы классно-обобщающего контроля , формулируются цели и формы отчётности.

3. Администрация в рабочем порядке принимает решение о необходимости проведения ознакомительного и локального посещения уроков, определяет сроки, цели и виды отчётности.

4. Составляется (и по мере необходимости корректируется) график посещения учебных занятий, тематических совещаний и педагогических советов, связанных с обсуждением результатов посещений уроков.

Представление выводов по результатам посещения уроков

Своеобразие выводов зависит, прежде всего, от тех целей, которые были поставлены при организации посещения и анализа урока. Однако результатом административного посещения урока (серии уроков) в обязательном порядке должно быть подведение итогов, оценочное суждение в связи увиденным уроком.

Элементы итогового оценочного суждения:

  • оценка самоанализа, сделанного учителем;
  • общее впечатление о работе педагога и класса;
  • элементы творчества, педагогического мастерства, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других учителей;
  • недостатки урока с объяснением их возможных причин и тенденций в их развитии;
  • рекомендации учителю по самообразованию, самосовершенствованию и распространению педагогического опыта;
  • оценка общего уровня проведения урока.

«Очень низкий»: отсутствие продуманного плана урока, непонимание учителем целей, задач изучения темы.

«Низкий»: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

«Средний»: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

«Высокий»: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

«Высший»: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

Использованная литература.

  1. Анализ урока: типология, методики, диагностика. Авторы-составители Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. - Волгоград, 2007.
  2. Ромадина Л.П. Справочник завуча. - М., 2001
  3. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М., 2003

Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.

С целью совершенствования ВШК и повышения уровня преподавания, обмена опытом работы, с целью расширения охватываемости ВШК каждого учителя, каждого ученика, с целью обеспечения демократизации управления школой, кроме традиционных видов контроля в своей работе большое внимание уделяю взаимопосещению руководителями МО, учителями уроков своих коллег . При этом в основном через взаимопосещение решаются такие актуальные и проблемные направления УВР для школы, как:

1. Организация индивидуальных и дифференцированных работ

2. Прослеживание работы учителя по теме самообразования

3. Систематизация деятельности педколлектива по единой методической теме

4.Обощение и распространение ППО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение о взаимопосещений уроков

Общие положения

  1. Настоящее Положение о взаимопосещений уроков является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности в МКОУ «Кош - Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и определяет порядок проведения и функции взаимопосещений уроков в школе.

1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:

Обмен опытом работы между педагогами;

Повышение качества преподавания в школе;

Апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;

Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение уроков взаимопосещений;

Выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок проведения взаимопосещений уроков.

2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы, планом проведения открытых уроков.

2.2. План проведения рассматривается на заседании Методического совета или на заседаний методического заседания учителей школы и согласовывается с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.

2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

2.4.Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются учителем самостоятельно

3. Проведение урока.

3.1.Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.

3.2. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

3.3. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

3.4. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока (Приложение 1).

  1. Каждый учитель обязан посетить не менее двух открытых уроков в год.

4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.

4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.

4.2. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:

  • соответствие программе;
  • методическая проработка плана и хода урока;
  • полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
  • доступность и оригинальность подачи материала;
  • методы и приемы организации деятельности учащихся;
  • мотивация деятельности учащихся;
  • разнообразие используемых технических и программных средств;
  • соответствие итогов поставленной цели;
  • тиражируемость (возможность использования коллегами).

4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа учебного занятия подводятся итоги посещения. При положительном опыте и возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении в педагогическую практику.

Приложение 1

ЛИСТ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УРОКА

Дата «____» __________ 20___г. Класс _______ _______

Предмет _______________________________

Учитель _______________________________

Посещающий_______________________________________________
ФИО должность

Цель посещения____________________________________________________ __________________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________ ___________________________________________________________________

Цели урока______________________________________________________

___________________________________________________________________
Оборудование______________________________________________________________________________________________________________________

Всего учащихся по списку __________чел. Присутствовало _________ чел.

Формат урока

Проявление на уроке

Комментарии

да

частично

нет

  • Соответствие возрасту обучающихся
  • Практическая направленность
  • Метапредметность содержания

Организация урока:

  • Целеполагание
  • Характер учебных заданий
  • Мотивация обучающихся
  • Степень самостоятельности
  • Коммуникация учащихся
  • Характер домашнего задания

Регламент и правила посещения уроков

Аннотация.

Сколько напрасных треволнений и негативных переживаний связано с посещением урока. А нельзя ли организовать эту процедуру так, чтобы она не предвещала неприятных сюрпризов? Именно такое решение и предлагают авторы статьи.

Позитивные оценки - вначале, критика - потом

На урок ходят с разными целями. К примеру, родители - за тем, чтобы увидеть, как учится их ребенок, а методисты - для знакомства с педагогической новацией. В любом случае учитель нуждается в том, чтобы его обязательно и заранее извещали о цели посещения. Обычно посещение регулируют специальными планами-графиками, которые доводят до сведения каждого педагога. Заметим: извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать ему недоверие или неприязнь. Опытный методист сопроводит свое сообщение фразами «если не возражаете», «с вашего позволения».

Содержание учебного материала влияет на методы и приемы преподавания. Поэтому для посещения отбираются уроки, на которых ярче и полнее реализуются опыт и новации учителя. Выбор определяется и тем, какое педагогическое явление планируется наблюдать. Так, об организации познавательной деятельности можно судить только по нескольким урокам с разным составом знаний, а о методах формирования системного знания - по урокам освоения теоретического материала. Обобщая инновационный опыт или интересуясь конкретным методом, необходимо иметь представление о сути изучаемых педагогических явлений. Пусть даже интуитивное ощущение этого, но оно обязательно должно быть. Наблюдение без определенной цели - непродуктивный путь. Нужно знать и те новые подходы к проблеме, которые используют другие педагоги.

Право ознакомиться с планом урока действует исключительно в день посещения. Недолжностному лицу документы (в том числе планы) учитель показывает по своему усмотрению. Информацию об уроке посещающий записывает на бумаге, а на диктофон или видео - только с согласия учителя. Целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают и запись, и обобщение результатов.

В зависимости от целей фиксируется весь ход урока (например, при изучении формирования системности знаний), его фрагменты (скажем, в связи с методикой актуализации изученного) или одна из сторон учебного процесса (к примеру, учебная деятельность учащихся). Записи делаются в специальных журналах или тетрадях, что особенно важно соблюдать в период аттестации. Записывается название предмета, темы, фамилия, имя и отчество учителя, дата проведения (посещения) урока. В некоторых случаях - порядковый номер урока (первый... пятый...), количество учащихся, время, затраченное на тот или иной вид работы. Оценочные суждения, не связанные с запланированными целями, подлежат обязательному уточнению и подтверждению. Отмечаются и педагогически грамотные, и слабые моменты урока. Шум, отсутствие внимания и интереса к рассказу учителя обязательно фиксируются. При изучении позитивного опыта учитываются только методические недостатки.

Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа учителя. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют - или по своему усмотрению, или по просьбе учителя. После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки - вначале, а критика - потом. Негативную информацию о своем уроке учитель имеет право получать в частной беседе. Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.

Все эти правила - только рекомендации, неписаные законы. А для гарантированной защиты учебно-воспитательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий, который может быть положен в основу этого документа.

Примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий

1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки.

1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).

1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеклассные мероприятия с разрешения директора школы и учителя.

1.3. Родителям для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуется.

1.4. Не допускается посещение урока и внеклассного мероприятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

1.5. Не допускается посещение уроков учащимися других классов.

1.6. Посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.

1.7. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого количества учащихся из-за эпидемии и т.д.) учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.

2. Посещение урока или внеклассного мероприятия.

2.1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).

2.2. График посещения уроков и внеклассных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года (сентябрь).

2.3. Учителя дополнительно информируют о посещении накануне урока или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).

2.4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.д.).

2.5. Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеклассного мероприятия.

2.6. Учитель вправе знать имя и место работы посещающего, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявления служебного удостоверения.

2.7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планами учителя, с учебной программой.

2.8. Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения учителя.

3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке.

3.1. Запрещается появляться на уроке (внеклассном мероприятии) после его начала.

3.3. Руководство школы может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).

3.4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия.

3.5. Во время урока запрещается беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.

3.6. Запрещается выражать свое отношение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.

3.7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.

3.8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.

3.9. В исключительных случаях – для эвакуации детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью должностное лицо может прервать урок.

3.10. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия учителя и руководства школы.

4. Наблюдение учебного процесса на уроке.

4.1. Посещающий ведет запись своего наблюдения; должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).

4.2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала учащимися.

4.3. Ученикам запрещается вести аудио- и видеозапись урока.

4.4. В конце урока (но не в перемену) посещающий по согласованию с учителем и руководством школы может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить мини-задания.

4.5. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (требованию) посещающего.

4.6. Посещающему отводится отдельный стол позади ученических парт; сидеть за одной партой с учеником запрещается.

4.7. Посещающий имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения.

4.8. Посещающему запрещается задерживать учащихся после звонка на перемену.

5. Статус информации, полученной при посещении урока.

5.1. Информация, полученная должностным лицом школы, обладает статусом внутренней информации в рамках школы; информация, полученная работниками управления образования - внутренняя информация этого органа.

5.2. Информация посещающего об уроке открыта для членов педагогического коллектива и управления образования.

5.3. Члены педагогического коллектива и работники управления образования вправе ознакомиться с информацией об уроке, на котором был посещающий.

5.4. Руководство школы и управления образования может ограничить распространение этой информации из соображений педагогической целесообразности и такта.

5.5. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается доводить до сведения учащихся и родителей.

5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использоваться в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы, управления образования и посещающего.

5.7. При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечивается соблюдение авторских прав учителя.

6. Анализ посещенного урока.

6.1. Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.

6.2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе учителя.

6.3. Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.

6.4. Педагогам школы, посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего выступления по нему.

6.5. Посетившим урок запрещается давать его анализ на перемене.

6.6. Анализ дается в день урока (единственного или завершающего серию посещений) по окончании всех учебных занятий; отодвигать срок не рекомендуется.

6.7. В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посещавшим урок; руководители школы, не посещавшие урок, могут участвовать в анализе в качестве ведущих.

6.8. Педагог имеет право слушать анализ и оценку своего урока посещавшими этот урок.

6.9. Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями посещавших его урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступавшими.

6.10. Учитель обязан реализовать рекомендации и замечания, высказанные должностными лицами.

6.11. Учитель сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, проходившего в рамках научно-практической конференции, семинара, обмена опытом.

6.12. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.

6.13. Посетившие урок недолжностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.

6.14. Посещение уроков в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя квалификационным требованиям той или иной категории.

7. Документы, отражающие посещение уроков.

7.1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа и должны иметь признаки документа.

7.2. Сроки хранения таких документов – 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного периода.

7.3. Посещение уроков в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составлением справки, имеющей статус и признаки документа.

7.4. Учитель имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших его урок в рамках аттестации или плановых проверок.

7.5. Учитель обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми документами, составленными после посещения его уроков.

7.6. Решение вопроса об ознакомлении с этими документами других членов коллектива находится в компетенции руководства школы.

7.7. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими урок учителя.

8. Сроки действия регламента и порядок его изменения.

8.1. Регламент утверждается педагогическим советом школы.

8.2. Изменения (дополнения) в регламент вносятся педагогическим советом школы.

8.3. Срок действия настоящего регламента не ограничен.

Правила посещения и анализа уроков

Отсутствие документа, регламентирующего посещение урока, - это источник конфликтных ситуаций и субъективных оценок работы учителя. Наблюдатель на уроке - ситуация стрессовая, она наносит неоспоримый вред здоровью учащихся и учителя, негативно отражается на знаниях, умениях и навыках учеников. Конечно, настроение, психическое состояние учителя, урок которого наблюдают, зависит не только от наличия и выполнения регламента. Регламент не устранит ханжество. Нужны здоровые взаимоотношения педагогов и руководителей школы. Предлагаем примерный свод правил, способствующих этому и распространяющихся на посещение уроков.

Не возлагать функции контроля на педагога, находящегося в конфликте с коллегами.

Начинать анализ урока с позитивных оценок.

Не сравнивать одного учителя с другим.

Не использовать суждения типа «мне этот методический прием понравился», вызывающие сомнение в объективности оценки.

Не перечислять использованные учителем методические, технические, наглядные приемы и средства обучения, не описывать структуру урока. Вкладывать эту информацию в содержание оценочных суждений.

Оценивать педагогические явления только с точки зрения грамотности применения.

Строить оценочные суждения на основе научно-методической терминологии.

Давать конкретные и вежливые оценки.

Наблюдатель, преподающий другой предмет, не вправе анализировать урок; по просьбе учителя он может только дать оценку с общепедагогических позиций.

Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны давать квалифицированный анализ урока.

Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.

Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других выступающих.

Анализ проходит под руководством «ведущего» - руководителя методобъединения, кафедры или замдиректора, курирующего предмет.

Анализ урока протоколируется; учитель, урок которого анализировался, должен быть обязательно ознакомлен с протоколом.

С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посещавшие урок педагоги.

Выступающий не повторяет оценки других выступавших, высказывает лишь согласие или несогласие с ними. В случае несогласия с мнением других обязательно обосновывает и доказывает свою позицию.

Каждый выступающий может высказывать свою точку зрения, принимать участие в возникающих спорах.

Перед или в процессе анализа каждый может обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.

© Журнал «Директор школы» № 3, 2008

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: