Святые мученики и исповедники гурий, самон и авив. Почему святые мученики гурий, самон и авив почитаются как покровители замужних женщин О преславнии мученицы гурие самоне и авиве

Память: 15 / 28 ноября

Во время гонений на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (305-311) в городе Едессе были схвачены два друга, христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Мученики все переносили с твердостью и молитвой. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили. Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311-324) начал гонение на христиан.

Мученики. Гурий, Самон и Авив. Минея - Ноябрь (фрагмент). Миниатюра, начало XVII века

Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.

Мучение святых Гурия, Самона и Авива. Фреска, 1547 год. Фреска. Афон (Дионисиат)

После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе на помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена. Евфимия стала его рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам - свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил ее от страданий. Через некоторое время клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и по приказу правителя гот был казнен.

Мученики Гурий, Самон и Авив. Икона, 80-е гг. XIX века

Святые мученики Гурий, Самон и Авив известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи, им молятся "аще муж безвинно возненавидит жену свою". В Москве в храме Иоанна Воина в Бабьегородском переулке, на Якиманке, есть придел этих святых.

***

Молитва мученикам Гурию, Самону и Авиву:

  • Молитва мученикам Гурию, Самону и Авиву . Гурий, Самон и Авив пострадали за веру в начале IV века в Едессе. По их молитвенной помощи совершалось немало чудес, но особую славу им снискало заступничество за честь Евфимии, которую лукавством взял в жены гот-двоеженец, потом превратил в рабыню и всячески повергал унижениям. Их почитают как покровителей супружества, брака, счастливой семьи, им молятся "если муж безвинно возненавидит жену свою".

О том, что начинается Рождественский пост, который моя бабушка всегда называла на украинский манер Пилиповкой, я всякий раз неизменно узнавала по одному и тому же признаку. Если мне доводилось накануне бывать у нее в гостях, то она обязательно приобщала меня, тогда еще небольшую девочку, к одному торжественному обычаю, который я для себя впоследствии назвала «сменой облачений» для икон. Заключался он в том, что с образов, висевших в доме, снимались повседневные рушники и одевались постовые. На каждый пост и на каждый двунадесятый праздник у моей бабули были заготовлены разные рушники. Филипповские (из грубого серого полотна) были расшиты скромным темно-зеленым орнаментом, напоминавшим елочки. Среди многочисленных икон и бумажных иконочек находился один образ старого письма с потертыми ликами, каким-то чудом сохранившийся еще с довоенных времен. Он и стал однажды предметом моего любопытства.

Взобравшись как-то на табуретку во время очередной смены рушников, я тщетно пыталась прочесть имена святых, которые были написаны не совсем знакомым мне шрифтом. За этим занятием и застала меня бабушка. Тогда-то от нее я впервые и услыхала о трех святых мучениках Гурие, Самоне и Авиве – покровителях семьи и замужних женщин. Имена, конечно же, я не запомнила, да и, понятное дело, вопросы семьи и брака на тот момент меня никак не могли волновать. О том, почему моя бабуля испытывала особенное благоговейное почитание к этим трем святым, я догадалась уже значительно позже. Прожить более чем полвека в браке с человеком, который имел такой суровый, жесткий и бескомпромиссный характер, как у моего деда, было нелегко. Вообще-то моя бабушка всегда удивляла меня своей искренней и неподдельной верой. Молясь перед образами, она общалась с Богородицей и святыми как с живыми людьми. Однажды я услышала, как она сетовала и сокрушалась, обращаясь к святому Иоанну-воину, о своем покойном сыне Иване, непослушание которого привело того к трагической смерти еще в отрочестве. В другой раз я стала свидетелем бабушкиных молитв и обращений к святым Гурию, Самону и Авиву. Она просила у мучеников помочь деду избавиться от гневливости и раздражения, чтобы «до самой смерти сохранить мирное и доброе супружество».

Многим православным христианам в роли покровителей семьи и счастливого брака более всего известны святые семейные пары: родители Пресвятой Богородицы – святые Иоаким и Анна, святые мученики Адриан и Наталия, святые Петр и Феврония Муромские. Почитание же (особенно замужними женщинами) святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива связано с чудесной историей спасения одной несчастной жены, претерпевшей множество издевательств и унижений от своего нечестивого супруга, который обманул ее, оказавшись двоеженцем. Святые Гурий, Самон и Авив приняли мученическую кончину в разное время, но в один и тот же день.

Согласно повествованию святителя Димитрия Ростовского, изложенного в его Минеях, святые Гурий и Самон были благочестивыми мужами, жившими в городе Едессе во времена жестоких гонений, которые воздвигли против христиан императоры-язычники Диоклетиан (284–305) и Максимиан (305–311). В какой-то момент исповедники, ища уединения от мирской суеты, удалились из города и начали активно проповедовать веру во Христа, отвращая людей от идолопоклонства. Весть об их проповеднической деятельности быстро дошла до городского начальника – воеводы Антонина, который приказал их и других христиан заточить в темницу. Понимая, что Гурий и Самон являются авторитетом для всех верующих, воевода направил всю свою лесть и хитрость против них, уговаривая принести жертву языческим богам. Остальных же христиан, чтобы его почитали милосердным, отпустил. Однако праведники Божии не согласились ни на какие уговоры. Сначала святых исповедников подвергли жестоким истязаниям, а затем, наложив оковы, три месяца держали в заточении в страшных условиях. Когда их вывели на следующий суд, то Гурий вообще не мог идти. Тогда его отнесли назад в темницу, а Самона, как более крепкого, подвесили за ногу вниз головой, привязав к другой ноге тяжелый груз. Окончательный приговор был произнесен мученикам 28 ноября. Тайно ночью их вывезли за город и обезглавили. Христиане, узнав об этом, забрали тела святых и предали их земле с почестями.

Спустя некоторое время в этом же городе во времена правления императора Лициния (311–324) жил диакон Авив. Лициний, который в тот период был соправителем Константина Великого, в областях своего подчинения, невзирая на существовавший Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, учредил гонения на христиан. Активная проповедническая деятельность Авива сильно раздражала градоначальника Едессы Лисания. И он, пользуясь повелением Лициния, приказал разыскать Авива, чтобы предать того смертной казни. Авив, узнав о том, что его ищут, не стал скрываться, а сам явился к военачальнику Феотекну, которому было велено найти праведника. Военачальник, испытывая к Авиву уважение, хотел отпустить того, предлагая ему бежать. Но святой Божий исповедник отверг это предложение, пожелав лучше умереть за Христа. Сначала тело страдальца строгали железными когтями, а затем осудили на сожжение. Когда огонь погас, мать Авива и христиане, пришедшие с нею на место казни, забрали тело мученика, которое оказалось неповрежденным от огня, и погребли при гробе святых Гурия и Самона. По прекращении гонений благочестивые верующие соорудили на этом месте церковь во имя трех мучеников Гурия, Самона и Авива, а их святые мощи положили в одну гробницу, у которой сразу же стали происходить чудеса исцеления.

Но более всего святые прославились после удивительного происшествия, связанного с жительницей этого же города Евфимией. Евфимия была дочерью благочестивой вдовы Софии. Обладая необыкновенною красотою, она проводила все время в доме своей матери, научаясь добрым нравам и страху Божию. Но случилось так, что однажды ее заметил один воин-гот, прибывший с войском для защиты города от неприятеля. Пораженный красотою Евфимии, он воспылал к ней страстью и стал умолять вдову отдать за него замуж свою дочь. София сначала сопротивлялась, но, взяв с воина клятву у гроба святых страстотерпцев о том, что тот не женат и что он будет любить и уважать ее дочь и никогда не причинит ей никакого вреда, она отдала ее ему в жены. А в скором времени и вовсе отпустила беременную Евфимию вместе с готом к нему на родину, где у нечестивого обманщика уже была семья. Там Евфимия стала рабой его жены, которая постоянно издевалась над ней. Когда у Евфимии родился ребенок, жена гота, подозревая, что это чадо от ее мужа, отравила младенца. Несчастная Евфимия не знала об этом, но, готовя дитя к погребению и заметив у него на губах пену, заподозрила неладное. Она взяла кусок шерсти и отерла ею уста ребенка, а потом незаметно спрятала этот кусок. Через несколько дней Евфимия прислуживала за обедом гостям. Желая проверить, умер ли ее сын насильственной смертью и причастна ли жена гота к этому, она, перед тем как подать той чашу, выжала в нее содержимое клочка шерсти, смоченного в питье. Как оказалось, на шерсти действительно был яд, потому что госпожа умерла внезапно той же ночью.

Спустя некоторое время родственники жены гота устроили самосуд над Евфимией. Ее положили живой в гроб к госпоже, тело которой уже начало разлагаться. Находясь в таком ужасающем состоянии, бедная женщина взмолилась к Богу и святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, умоляя их о помощи и спасении. Три страстотерпца, окруженные сиянием, явились ей, ободряя и обещая помощь. Евфимия заснула. Пробудилась она уже в церкви родного города Едессы при раке святых. Выслушав рассказ Евфимии, пресвитер и присутствовавшие в храме верующие ужаснулись, «дивясь великой силе Божией». В скором времени Господь наказал лживого гота. По делам службы он опять прибыл в Едессу и посетил мать Евфимии. Ничего не зная о том, что произошло в городе и какое чудо совершил Бог через святых, он стал рассказывать Софии, как хорошо живется Евфимии с ним на его родине. Но когда правда обнаружилась, клятвопреступника судили за его злодеяния и по приказу военачальника отрубили голову.

Благодаря этому чуду святые мученики Гурий, Самон и Авив стали считаться покровителями брака и замужних женщин. К ним обращаются за помощью во время семейных неурядиц, молятся о любви и взаимопонимании между супругами, о прекращении вражды и раздоров в семье. Об этом же всегда в трудную минуту после ссор и размолвок со своим супругом молилась и моя бабушка.

Валентина Новикова

Кондак 1

Избраннии чудотворцы Христовы и святыя веры исповедницы, Гурие, Самоне и Авиве добронравнии, память вашу чтуще песньми похвальными, воспеваем яко христиан заступников, страждущих покровителей. Вы же, имуще дерзновение ко Господу, от всяких бед и напастей свободите нас, верою и любовию зовущих:

Икос 1

Ангелы во плоти Троице Святей равночисленнии, любовию к Богу горяще, идолы попрасте, веру
Христову укреписте, Троицу Святую прослависте, темже убо похваляюще подвиги ваша, глаголем вам сице:
Радуйтеся, светильницы благочестия.
Радуйтеся, обличители нечестия.
Радуйтеся, утверждение веры Христовой.
Радуйтеся, столпы Церкве Божия.
Радуйтеся, верных надеждо и заступление.
Радуйтеся, неверных страх и посрамление.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 2

Видя нечестие людей града Едессы, святии Гурий и Самон в пустыню удалишися, бегая князя мира сего и соблазнов его и усердно служаще Богу, день и ночь воспеваху: Аллилуйя.

Икос 2

Разум премудр имея, святии мученицы, выну трудишася во славу Божию, языческое нечестие, обличая, ищущия истины на путь правый наставляя и мнози неверныя к Богу Истинному привлекоша, сего ради глаголем вам сице:
Радуйтеся, насадители истиннаго богопочитания.
Радуйтеся, искоренители демонскаго служения.
Радуйтеся, тьмы нечестия обличители.
Радуйтеся, идольския прелести; низложители.
Радуйтеся, исповедницы Христовы изряднии.
Радуйтеся, светила веры православныя.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 3

Силою свыше осененнии святии мученицы, гонителей святыя веры не устрашишася, веления нечестиваго Антониана небрегоша и веру Христову велегласно прославиша, темже и в темницу ввержени пояху Богу: Аллилуйя.

Икос 3

Имея веру во Христа, адаманта твердейшую, и силою той вооружившийся, мужественно претерпели есте, святии мученицы, темничные узы и самую смерть, сего ради похваляюще таковое мужество, ублажаем вас сице:
Радуйтеся, истинныя веры исповедницы.
Радуйтеся, царствия Божия наследницы.
Радуйтеся, мучеников похвало.
Радуйтеся, страстотерпцев славо.
Радуйтеся, святыя Церкве утверждение.
Радуйтеся, всего рода христианскаго украшение.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 4

Бурею помышлений сумнительных одержимый, нечестивый царь Ликиний воздвиже жестокое гонение на христианы, ты же, страстотерпче Авиве, того не убоявся, с твердою верою взывал еси Христу Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Слышав царь Ликиний твои подвиги, досточудный Авиве, и твое твердое веры исповедание, разъярися на тя злобою, повеле предати тя смерти лютей яко противника царева, ты же, уведев о сем, добровольно потекл еси на мучение, и с радостию претерпел еси огненное сожжение. Сего ради, дивящеся великому мужеству твоему, величаем тя сице:
Радуйся, поборниче веры во Христа неустрашимый.
Радуйся, воине Христов непобедимый.
Радуйся, повешенный на древе за Распростершаго руце Свои на древе крестнем.
Радуйся, строганный когтьми железными.
Радуйся, утешение подаваяй скорбящим.
Радуйся, скорый помощниче всем, за истину терпящим.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 5

Боготечным звездам на тверди небесней подобнии были есте, святии мученицы, лучами жития своего тьму языческаго нечестия просвещающий и многих на путь истины наставляющий. Темже благоговейно чтуще память вашу, благодарно поем Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Видеша людие града Едессы многие чудеса, бываемыя от раки святых мучеников Гурия, Самона и Авива, зело радовахуся и Господа всем сердцем прославляху, мы же чтуще святую память вашу, святии мученицы, умильно взываем:
Радуйтеся, неправедно гонимых заступницы.
Радуйтеся, верных рабов Христовых друзи.
Радуйтеся, сущих во узах и темницах хранителие.
Радуйтеся, гонителей и обидящих вразумители.
Радуйтеся, плачущих утешители.
Радуйтеся, от наглыя и лютыя смерти избавители.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 6

С высоты, мудрии, благодать приемше, за сущих во искушениих предстоите, всехвальнии, темже отроковицу, святии, от смерти горькия избависте. Вы бо воистину есте граду Едессе слава и миру радость; сего ради воспеваем ко Господу: Аллилуйя.

Икос 6

Вражия работы избави нас, Иисусе Жизнодавче, Твоих страдалец молъбами умоляем, яко да не порабощенну стяжавше от страстей душу и тело, восхваляем тех скорейшую помощь, якоже и во гробе затворенную мужем скоро предваривше, от смерти избавиша; темже взываем вам сице:

Радуйтеся, дивным спасением ея зверства мучителя победившии.
Радуйтеся, злаго мужа жестокое деяние обличивши.
Радуйтеся, и того веровати в силу Бога Христианскаго научившии.
Радуйтеся, податели милости тоя требующим.
Радуйтеся, стражи неусыпнии почитающих память вашу.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 7

Хотяй Человеколюбец Господь явити милость Свою людем Своим, сохрани телеса ваши нетленны, чудеса точащий, от нихже вси вернии токи исцелений получают, зовуще Богу: Аллилуйя.

Икос 7

Новых заступников и дивных чудотворцев ведуще, людие града Едессы святой храм в память вашу создаша, в немже и мощи ваша положиша, да вси страждущий помощь в них почерпают, мы же такожде тверду надежду на вас имуще, взываем вам сице:
Радуйтеся, душевных и телесных недугов наших целители.
Радуйтеся, бесов о имени Господнем изгонители.
Радуйтеся, Евангельския истины благодати благовестители.
Радуйтеся, Божественныя благодати носителие.
Радуйтеся, скорби многи за имя Господне приявшии.
Радуйтеся, дивно во святых Его просиявшии.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 8

Странно и страшно неверным слышати, каковы дивные дела от святых мощей ваших совершаются: недузи врачуются, страсти исцеляются, мы же, тверду надежду на вас имуще, Богу о вас тако благодеющему с верою взываем: Аллилуйя.

Икос 8

Всеми добродетельми исполненнии, за нихже и славою Божиею почтении, внимаете, святии мученицы, молитвам верных, чтущих святую память вашу, от нихже слышите сицевая:
Радуйтеся, нищии духом, яко ваше есть царствие небесное.
Радуйтеся, плачущии, яко утешистеся.
Радуйтеся, кротции, яко наследовасте землю.
Радуйтеся, алкавший и жаждавшии правды, яко насытистеся.
Радуйтеся, милостивии, яко стяжали есте помилование.
Радуйтеся, чистии сердцем, яко уже Бога узресте.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 9

Всякия напасти, находящия на град Едессу, разоряли есте, святи мученицы, темже и ныне не оставите нас, смиренных и грешных, но вся люди страны нашея в православии и единомыслии утвердите, да вси едиными усты и единым сердцем воскликнем прославившему вас Господу: Аллилуйя.

Икос 9

Витии многовещанныя яко рыбы безгласнии зрим о вас, святии |мученицы: недоумеют бо, како в пустыни духом витали есте и посреде человек неусыпными подвиги подвизастеся. Мы же радующеся, яко таковы имамы учители и молитвенники, прославляем вас, глаголюще:
Радуйтеся, кимвалы Слова Божия.
Радуйтеся, теплии о нас пред Богом ходатаи.
Радуйтеся, иудеев и еллинов просветители.
Радуйтеся, тридневнаго Воскресения Божества благовестители.
Радуйтеся, кротости и воздержания учители.
Радуйтеся, лжи и татьбы обличителие.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и; Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 10

Спасти хотя люди града Едессы от мысленнаго волка, твердо увещали есте тех стояти во истинней вере, ниже козней вражиих устрашатися, но и в скорбех и напастех; за вся благодарити Бога, поюще; Ему: Аллилуйя.

Икос 10

Стена тверда и надежное прибежище есте, святии мученицы, всем, к вам прибегающим и скорыя помощи требующим, сего ради во умилении сердца нашего взываем:
Радуйтеся, всех скорбящих радование.
Радуйтеся, всех угнетенных и порабощенных прибежище и освобождение.
Радуйтеся, вдов и сирот заступление.
Радуйтеся, от ересей и расколов ограждение.
Радуйтеся, яко вси нечестйвии житию вашему удивляются.
Радуйтеся, яко вси благочестйвии о имени вашем веселятся.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 11

Пение благодарственное приносите ко Господу и о нас, теплии заступницы наши, молим вас присно не отступати от нас, грех наших ради, но милосердие от Господа всем испросити, вопиющим Ему: Аллилуйя.

Икос 11

Светозарную троицу святых мучеников восхваляюще, вернии, устранимся распрей и раздоров в жизни сей, убежим несогласий и разделений в вере Православней и храняще единение духа в союзе мира, из глубины души воскликнем тако:
Радуйтеся, громогласныя трубы евангельскаго благовестия.
Радуйтеся, сладкозвучныя гусли проповеди спасения.
Радуйтеся, крепции правды paчителие.
Радуйтеся, непоколебимии неправды истребители.
Радуйтеся, благочестивым ceмействам мира и блага податели.
Радуйтеся, жестоким и неверным супругом строгие наказатели.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 12

Благодать, данную вам от Бога, ведуще, память вашу празднуем, святые мученицы, с усердным молением к вашему честному образу притекающе, вашею твердою помощию, яко необоримою стеною ограждаемся, сего ради восхваляем вас, страстотерпцы Христовы, и усердно зовем Богу: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще ваше дивное житие и мученическую кончину, молим вас, страстотерпцы Христовы Гурие, Самоне и Авиве, будите нам во всем благие помощницы, благословите нас миром и любовию, подайте нам твердую веру, чистоту жизни и страх Божий, да вси душевный покой имуще, в радости воскликнем:
Радуйтеся, яко имена ваша и между неверными прославляются.
Радуйтеся, покой и отрадо скорбящим.
Радуйтеся, страх и удивление обидящим.
Радуйтеся, невинную жену от лютыя смерти спасшии.
Радуйтеся, злаго мужа ея достойно покаравшии.
Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Кондак 13

О святии страстотерпцы Христовы Гурие, Самоне и Авиве, приимите сие наше хвалебное пение и, услышав усердное желание наше, избавите нас теплым своим к Богу предстательством, от всякаго зла, от вражды и несогласий и всяких лютых бед и болезней, да с любовию вас чтуще, выну зовем Богу: Аллилуия, Аллилуйя, Аллилуйя.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й "Ангелы во плоти..." и кондак 1-й "Избраннии чудотворцы...")

Молитва первая

О святии мученицы и исповедницы Христовы Гурие, Самоне и Авиве, теплии о нас ходатаи и молитвенницы пред Богом! Во умилении сердец наших, взирая на ваш пречистый образ, смиренно молим вас: услышите нас, грешных и недостойных рабов своих, сущих в бедах, скорбех и напастех, и, призрев наша тяжкая и бесчисленная прегрешения, явите нам; свою великую милость, воздвигните нас из глубины греховныя, просветите ум наш, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие, осените нас миром, любовию и страхом Божиим. Умолите милосерднаго Господа, да покрыет множество грехов наших неизреченным Своим милосердием, да соблюдет Церковь Свою святую от неверия, ересей и расколов, да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругам - любовь и согласие; чадам - послушание; обидимым - терпение; обидящим - страх Божий; скорбящим - благодушие; радующимся - воздержание. Всех же нас да покрыет Своею всесильною десницею и да избавит от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и междоусобныя брани, и напрасныя смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих Ангелов, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тайных воздушных мытарств его, и не осужденными предстати Престолу Господа Славы, идеже лицы святых Ангел со всеми святыми выну славят пресвятое и великолепое имя Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! Защитите нас, раб Божиих (имена), от напастей злых человек и козней демонских; оградите нас от нечаянныя смерти, избавите от огня, меча и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

* * * Во время гонений на христиан при императорах Диоклетиане (284 - 305) и Максимиане (305 - 311) в городе Едессе были схвачены два друга христианина – Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву языческим богам святые ответили ре- шительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они под- верглись страшным нечеловеческим мучениям. Друзья все переноси- ли с твердостью и молитвой. Ночью мучеников отвезли за город, где и обезглавили. Христиане благоговейно погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311 - 324) начал новое гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого жестокий правитель повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой испове- дал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам во- шел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Когда пламя по- гасло, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика Авива похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном. После смерти святых мучеников совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе на помощь. Так, одна- жды один воин-гот*, посланный а службу в Едессу, взял в супруги бла- гочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Со- фии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает суп- руге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. * https://ru.wikipedia.org/wiki/Готы По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и вернулся на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена, а Евфимию он сделал своей рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревни- вая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам, свидетелям клятвы обманщика – и Господь избавил ее от страданий, чудодейственно перенеся в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время бесстыжего клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, и по приказу правителя гот был казнен. Святые мученики Гурий, Самон и Авив известны среди православных христиан как покровители супружества, брака и крепкой семьи, им мо- лятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою». Они и ныне явля- ют многочисленные чудеса тем, кто с верой и любовью обращается к ним за помощью. К СВЕДЕНИЮ: Изображения святых Гурия, Самона и Авива известны в памятниках монументальной живописи, на иконах и в лицевых рукописях. Тради- ционно их изображают вместе: - Гурий – седовласый старец с длинной бородой, одет в хитон и гиматий; - Самон – среднего возраста с темными (иногда седыми волосами) и с небольшой бородой, одет в хитон и гиматий; - Авив – молодой безбородый человек в стихаре с кадилом и (или) крестом в руках.

В христианстве в целом и, разумеется, в его православной традиции, достаточно большое количество икон имеет особое значение. К ним приходят страждущие в период сильной нужды за помощью и утешением. У каждой такой иконы собственная история, практически все подобные образы обладают чудотворным действием.

Но даже среди необычных икон есть особенные. Одним из таких образов является икона Гурия, Самона и Авива. Принято считать, что этот образ способен уберечь от раздоров, предотвратить ссоры и вражду между близкими людьми, защитить от недоброжелателей и их влияния дом и сохранить целостность семьи.

Кто изображен на иконе?

Икона Гурий, Самон и Авив, фото которой представлено практически на каждом тематическом православном портале, изображает трех христианских мучеников. Жили эти люди в разное время и, разумеется, пострадали за веру не вместе. Объединение святых, не живших сообща, на одном иконописном образе вовсе не что-то из ряда вон выходящее. Этот художественный прием характерен для христианской культуры в целом и, разумеется, для православной иконописи.

Считается, что святые жили в период с 293 по 322 год. И поскольку время их жизни и подвига во имя веры почти совпадает, христианская традиция объединила этих мучеников.

Историки церкви не имеют единого мнения о том, были ли знакомы между собой Гурий и Самон. Пострадали за веру они в одном городе и существует официальная версия о совместном мученичестве. Авив же погиб гораздо позже и прямого отношения к Гурию и Самону не имел.

Как изображены святые?

Икона святых Гурия, Самона и Авива каждого из мучеников изображает своеобразно. Гурия иконописцы представляют в виде старца. Как правило, на образе он находится в центре. Однако в настенной росписи, характерной для православных храмов, расположение Гурия не всегда одинаково. Фигура старца изображается и в центре, и во главе композиции.

Самон обычно представлен в виде мужчины средних лет. Обычно, если Гурий прописан по центру образа, Самон занимает место по его правую руку. При изображении на настенных фресках его образ обычно бывает вторым, если фигуры изображены боком, в профиль. Но в том случае, когда иконописец изображает на фреске Гурия в центре, образ Самона может быть как первым, так и последним.

Авив представлен в виде юноши, иногда даже отрока. Образ Авива - самый неоднозначный. Иконописцы придерживаются однообразия в изображении Самона и Гурия, но Авив всякий раз представляется авторами образов не совсем одинаково.

Откуда известно о мученичестве этих святых?

Впервые описания мученичества всех трех святых были записаны по-сирийски. Текст составил Феофил Эдессянин. До наших дней дошли переводы его трудов на армянский, латинский и греческий языки. В истории мученичества этих святых церковь ориентируется на список текста Феофила, сделанный в XV столетии. Ввиду того, что с момента составления рукописи до оформления этого текста времени прошло немало, церковные историки допускают вероятность каких-либо неточностей в документе, появившихся из-за многочисленных переводов и копирований.

О самом авторе известно чрезвычайно мало, все знания почерпнуты из его же описания мученичеств святых Гурия и Самона. Феофил описывает себя как язычника, который принял христианство. И упоминает, что приступил к работе над описанием акта мученичества христиан в городе Эдесса на пятый день после его свершения.

Когда святые приняли мученичество?

Образ этих трех святых мучеников - почитаемая икона. Святые мученики Гурий, Самон, Авив были одними из последних христиан, страшным образом пострадавших за преданность вере. Но кроме страшной кончины, которую в те далекие времена принимали многие христиане, эти люди были похоронены. Верующим удалось забрать их тела и совершить обряд погребения, что было большой редкостью в то страшное для христиан время. Молиться же святым мученикам начали почти сразу же после их кончины и в церковной истории накопилось немало свидетельств о чудесах, связанных с их образами.

Погибли в мучениях святые во время Великого гонения, начатого императором Диоклетианом и продолженного его наследниками. Это было самое жуткое время во всей истории становления христианства. Многие историки, стремясь выделить и подчеркнуть силу гонений, сравнивают творимые язычниками зверства в отношении верующих в Христа с судорогами физического тела, предшествующими его гибели.

Именно в эпоху Великого гонения христиане сотнями ежедневно погибали на аренах, принимали иную смерть, томились годами в темницах и уличных тюремных ямах. Жуткие события на всей территории империи стали обыденностью, никто уже не удивлялся и особенно не выделял смерть очередного верующего.

Исключений было не так уж много. И среди тех, чьи имена сохранились и почитаются верующими, оказались и мученики Авив, Гурий и Самон. Их истории потрясли автора жизнеописания и самого мученичества даже на фоне творящегося в то время зла и беззакония. Да и тот факт, что тела мучеников местные христиане не оставили, а, рискуя собственными жизнями, похоронили, тоже свидетельствует об исключительности их подвига во имя Господа.

В чем мученичество Самона и Гурия?

Икона Гурия, Самона и Авива не случайно представляет святых по-разному исстари. Самон и Гурий были простыми мирянами, не имевшими отношения к проведению и организации богослужений. Авив же, согласно его жизнеописаниям, служил в чине диакона. Погибли они тоже по-разному.

Христианам Эдессы стало известно о предстоящих арестах и многие из них бежали из родных стен, покинули город. Среди спасавшихся от гонений бегством христиан были и оба будущих мученика. За верующими городские власти отправили погоню и часть из них была схвачена. Среди этих христиан оказались и Самон с Гурием.

Само мученичество началось сразу же после захвата, на суде. Это тоже было редкостью, как правило, сначала христиан бросали в темницы, где они томились в ожидании своей очереди. Будущих святых же не просто сразу представили перед судом властей, но и начали пытать. После пытоки Самон и Гурий были брошены на несколько месяцев в темницу. Впоследствии состоялся еще один суд, после которого святых обезглавили. Случилось это во время правления Диоклетиана.

В чем мученичество Авива?

Авив служил диаконом, то есть был в одном из низших, первых чинов. Его мученичество состоялось позже, при правлении Лициния, бывшего императором с 308 по 324 г. Юноше «предложили» принести жертвы римским богам, тем самым продемонстрировав отказ от христианской веры.

Авив проявил стойкость и не отрекся от Христа. Впоследствии его сожгли заживо. В жизнеописании Авива утверждается, что тело юноши осталось нетленным. Похоронен юный диакон был собственной семьей в непосредственной близости от гробницы Самона и Гурия.

Когда чтят память святых?

День памяти мучеников - 28 ноября. В этот день икона «Гурий, Самон и Авив» в Москве и в других городах выносится в предел, а во время богослужений вспоминаются деяния мучеников.

В Москве самая известная из икон, изображающих мучеников, находится в церкви Иоанна Воина, находящейся на Якиманке.

В чем значение образа?

Считается, что в каждом доме, особенно у молодых семей, должна быть икона Гурия, Самона и Авива. В чем помогает молодоженам этот образ? В сохранении брака, следовании собственным клятвам, сохранении любви и уважения между членами семьи.

Образ предотвращает появление лживости и злобы, вражды и недопонимания в отношениях между близкими людьми. Защищает семьи от домашнего насилия и бережет теплоту чувств между супругами. То есть икона Гурия, Самона и Авива покровительствует браку, как и сами святые.

Как мученики стали покровительствовать семьям?

Обрести славу покровителей брака и защитников жен от несправедливости и клятвопреступлений мужей святым помог случай, произошедший в Эдессе. Случилось это во времена нашествия на империю гуннов, в период епископства в этом городе Евлогия Эдесского.

Один из воинов влюбился в местную девушку, примерную христианку и красавицу, Евфимию. Воин попросил ее руки у матери девушки, Софии, пребывающей во вдовстве. София долго колебалась перед тем, как допустить этот брак. Но все же благословила союз молодых с тем условием, что гот принесет клятву уважать и беречь ее дочь на гробницах святых мучеников Эдессы. Икона Гурия, Самона и Авива тогда еще либо не была написана, либо у вдовы ее не было.

Как бы там ни было, гот принес клятву, которую София хотела услышать, и вскорости покинул Эдессу с молодой женой. Но на его родине Евфимию ждал неприятный сюрприз. Супруг оказался женат. Разумеется, жена-язычница не была рада привезенной с далекого юга девушке. Когда у Евфимии родился малыш, язычница его отравила.

Девушка собрала пену с губ малыша и добавила ее в бокал с водой для первой жены своего мужа. В ту же ночь язычница скончалась, а ее родня обвинила Евфимию в убийстве. Девушку живой положили рядом с язычницей для совместного захоронения, но христианка, вспомнив о принесенных готом на гробнице клятвах, стала молиться святым мученикам. В процессе девушка лишилась сознания, а в себя пришла в христианском храме, в родном городе, недалеко от дома матери.

Весть о чудесном возвращении Евфимии быстро облетела Эдессу, как и о ее злоключениях. Готу же не повезло, ему вновь пришлось приехать в этот город. Разумеется, воин, сразу, как только оказался в Эдессе, был изобличен в клятвопреступлении и казнен. Так обрела икона «Гурий, Самон и Авив» значение, которое сохраняется за образом и по сей день.

Как молиться перед иконой?

Молиться перед образом нужно искренне - это главное и единственное условие, других нет. Если икона мучеников Гурия, Самона и Авива есть в доме, то обращаться к святым можно в любое время. Если же образа в доме нет, то время молитв ограничивается графиком работы храма, в котором есть образ. Слова же могут быть любыми, не нужно заучивать тексты. Обращение к святым должно идти от чистого сердца.

Пример молитвы:

Мученики святые, Гурий, Самон, Авив! Припадаю к вам и зову вас в свидетели, молю о помощи и милости, о заступничестве за меня, рабу Божию (имя собственное) пред Господом! Не оставьте меня в злополучный час. Сберегите дом мой. Сохраните семью мою от зла и наветов, от дурных помыслов и бесчестия. Удержите от гнева и междоусобной брани, от ярости и насилия. Не дайте потерять уважение и благочестие, наставьте на путь истинный во Христе и сберегите от потери его. Аминь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: