Анализ «Цыганы» Пушкин. Сочинение анализ поэмы цыганы пушкина В чем заключается идея поэмы цыганы

Мифы и реальности цыганской жизни. Примеры цыганского закона. Цыганский табор — это свобода или тюрьма? О чём повествует А.С. Пушкин в поэме «Цыганы»? Почему религия — это первый враг у бога? Главная тема спектакля Театра на Таганке «Гамлет». Лев Толстой о свойствах коллективного сознания. Где больше свободы в США — на воле или в тюрьме? Почему США не могут победить исламский мир. Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Конь Блед».

С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю веселых ночей.
Гляжу, как безумный, на черную шаль
И хладную душу терзает печаль.

А.С Пушкин «Чёрная шаль»

Заключительная фраза к поэме «Цыганы»:

И всюду страсти роковые
И от судеб защиты нет

обыкновенно употребляется как шутливо-иронический комментарий к эмоционально насыщенному, бурному конфликту по маловажному поводу. Незначительное событие, однако, может при определённых обстоятельствах привести к глобальным последствиям. Эту тему Пушкин обсуждает в поэме «Граф Нулин». В «Мёртвых душах» Гоголь описывает, как по относительно малозначимой причине Чичиков поставил на уши весь город. Значимость одного и того же события, однако, для разных людей и в разных сообществах или обстоятельствах может сильно отличаться. Что допустимо в одном случае считается преступлением в другом.

Цыганские этнографы утверждают, что, у Пушкина отсутствовало малейшее представление о цыганских нравах и традициях, а его поэму «Цыганы» можно назвать импровизационной фантазией перед фотографиями табора. Не смотря на прекрасное внешнее описание цыганского быта, фактические события в поэме не имеют ни малейшего отношения к жизни цыган, это лишь удобный фон для изложения идеи.

Разное отношение к одному и тому же событию со стороны вовлечённых сторон может вызвать конфликт между личным и общественным сознанием, а также между нравственным убеждением и общепринятой традицией. Так происходит, когда человек из одного общества попадает в другое, ведёт себя там в традициях своего общества, но судится и наказывается местным законом. Если при этом у человека отсутствует конформизм, и он не сможет принять устава окружающего мира, то трагический конфликт становится неизбежным. Отказываясь жить по законам общества, человек или погибнет или останется в полном одиночестве. Вторжение европейцев в Америку привело к уничтожению старых народов и традиций, хотя и сегодня немногие оставшиеся индейские народы отстаивают своё право жить так, как они хотят - в резервациях. Фильмы ужасов любят тему вторжения инопланетного разума на Землю. Страшные внеземные вирусы в этих фильмах грозят уничтожению всего человечества, но земляне их всегда побеждают.

Одним из мифов цыганской жизни является мнение о так называемой «свободной цыганской любви» и вообще характере «цыганской свободы». Цыганский закон устанавливает одни из самых строгих правил общения между мужчинами и женщинами, которые вообще когда-либо существовали в мире. Приведу несколько характерных примеров . В некоторых цыганских общинах требуется убивать убийцу и это приводит к многолетним кровавым разборкам: убивший убийцу также является убийцей, которого требуется убить. Одним из центральных понятий у цыган (которых многие считают «грязными») является понятие о «Сакральной чистоте». К «нечистым» относятся события, предметы, люди или части людей. Чистота бывает «заразной» или «незаразной». Что-то можно удалить, просто помыв руки, что-то помыть в принципе невозможно. Что-то или кто-то может быть назван «нечистым» по приговору цыганского суда. Самой популярной «скверной» является нижняя часть женского тела. Так простой контакт цыгана с юбкой у цыганки делает его «нечистым». Женская нечистота передаётся не только через контакт, но и может стекать вниз. Женщине достаточно пройти над мужской одеждой, едой, техникой и проч. чтобы их осквернить. Нечистота женщины значительно увеличивается, если у неё менструация. Ванна у цыган объект умеренно нечистый. Если цыган уронил туда посуду, то её нужно выкинуть, если одежду, то достаточно постирать. Оральный секс и прочие фантазии у цыган строго запрещены. Во время секса прикосновение к низу женщины не портит мужской низ, но портит руки, особенно левую руку. После контакта с женщиной руки полагается мыть. Сперма является нечистотой и после полового акта простынь полагается стирать. Девушка цыганка обязана выйти замуж девственной или за того, кто её лишил девственности. «Нечестную невесту» могут побить камнями, обрезать волосы или признать «осквернённой», то есть изгнать из табора. За неверность женщину всегда признают «осквернённой» и выгоняют. Муж может забить неверную жену до смерти. Неверность мужей часто вполне естественна и его объявляют «нечистым» только если он гуляет слишком активно. Проституция строго запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь только для мужчин. На лесбиянок смотрят косо, но спокойно.

Цыганский закон не толерантен. Правила общения цыган с цыганами и цыган с не цыганами строго различаются. Гостю гаджо дают отдельный набор посуды. В некоторых случаях, если гость дотронулся до хозяйской посуды, её потом выкидывают, поскольку если кто-то выпьет из нечистой, осквернённой чашки, то сам после этого станет нечистым. Запрещается есть пищу животных, которые вылизывают себе половые органы, кошек, собак и проч. Конину есть нельзя, поскольку кони - цыганские братья. Самая любимая цыганская пища - свинина, баранина и курятина. Законов, регулирующих поведение цыган многие тысячи. Это включает и еду и речевые формулы, и занятия, и хобби, и все без исключения детали жизни. При этом все эти законы неписаны . То есть они соблюдаются на уровне обязательной и общепринятой традиции и не существует ни единой возможности какой-то закон изменить или исправить. Если человек решил «стать цыганом» - он должен принять и признать все без исключения законы и традиции и строго им следовать. Малейшая провинность приведёт к тому, что так или иначе человек будет объявлен «нечистым» а, следовательно, изгнан из табора.

Цыгане, способны жить и существовать совершенно независимо от любых государственных или общежительных инфраструктур - «как вольность весел их ночлег», они «вольные жители мира», «дети смиренной вольности«, «здесь люди вольны, небо ясно»… Но, внутренняя структура жизни такого общества диктует столько разных установок и требований, что для человека, привыкшего к «свободному миру», попытка «ассимилироваться» в таком обществе превращается в настоящую пытку.

Старик Земфирой пробужден:
«О мой отец, Алеко страшен:
Послушай, сквозь тяжелый сон
И стонет, и рыдает он».

Если «иной разум» существует, и может влиять на жизнь людей, способен ли он адаптироваться к традициям существующим в человеческом обществе? Если речь идёт о религии, но какую позицию этот «иной разум» должен встать, чтобы не стать «врагом рода человеческого»? Имя «Алеко» имеет забавную интерпретацию «Al и Co». Al - это общий корень для семейства семитских богов, включающих Эл-охима и Ал-лаха. «Company» этого бога могут включать тех, кого он так или иначе задействовал в своих спектаклях на религиозные темы. Земфира на арабском языке означает «Непокорная». Семейство авраамических религий связано с разными культурами. Ветхий завет содержит диалог между богом и евреями, закончившийся трагической гибелью еврейского государства и разрушением иерусалимского храма. В основе ислама лежит диалог бога и арабов посредством пророка Мухаммеда. Новый завет был принят «христианами», а талмуд «талмудистами». Кто же из них наиболее «непокорный»?

В традициях лорда Байрона и его Чарльд Гарольда, Алеко ушёл из общества, чтобы стать от него «свободным». Он выбрал для этого «свободных цыган», но попал в духовную и нравственную тюрьму. В обществе строгих писаных законов, Алеко был преступник. Но мир, где правят неписаные традиции, «мир чувства», оказался более мучительным, чем «мир разума».

О чем жалеть? Когда б ты знала.
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Существует «парадокс тюрьмы», когда человек, оказавшись в тюрьме, может ощутить себя свободнее, чем на воле. Полиция ограничивает физическую свободу, заключая на маленькой территории, и лишая общения с внешним миром. Но это также означает, что человек не должен ходить на работу, таскаться по магазинам, заботиться о семье. Всё время принадлежит только человеку и если он больше всего на свете любит читать и думать, то теперь ему в этом никто не может помешать. Так где же у этого человека больше свободы - на воле или в тюрьме? Говорят, в России многие жители сельских местностей сами стремятся чтобы их посадили в тюрьму, чтобы самим не думать о том, как заработать себе на жизнь. Возможно этим объясняется такое длительное существование в Российской Империи крепостного права.

В буддизме, Сиддхартха Гаутама, названный «Буддой», вначале жил во дворце, однако решил поменять свою дворцовую жизнь на свободу в нищете. Согласно книге «Исход», Моисей жил при дворе египетского фараона, а затем, убив стражника, то есть нарушив закон, ушёл с единомышленниками в пустыни. Свободное от строгой системы микросообщество способно выжить только при обилии строгих традиций и неписаных законов. Может быть поэтому у Моисея и возникло в первую руку желание создать для евреев писаный закон. Некоторые стороны жизни цыган пародируют ветхозаветные заповеди о «чистоте», «кошерной пище» и об общении с иноверцами. Строгость жизни в древнеегипетской иерархии немногим лучше, чем уставы по нечистотам и религиозным ритуалам. Только существование особой традиционной строгости позволяет выживать старообрядцам, евреям или амишам избегая ассимиляции с другими народами.

Естественно предположить, что если бы в нашем мире существовал системный администратор, то он бы использовал механизмы наиболее быстрого и оптимального развития и человеческого общества и каждого человека в отдельности. Инфраструктура государства, бизнеса или национальных традиций вместе с функцией поддержания стабильности, тормозит развитие культуры. Чем свободнее общество, тем лучше и активнее развивается его культура. Греко-римская цивилизация обладала яркой и глубокой культурой, включающей все стороны жизни общества: мифологию, литературу, архитектуру и изобразительное искусство. Однако, почему цыгане, традиционно считающиеся символом «детей свободы», имеют такую скудную культуру, скудный язык и почти полное отсутствие литературы? Без сомнения, свобода от внешних общественных инфраструктур делает их самым выживаемым народом в мире. Цыгане могут существовать в самых сложных условиях, но тотальная внутренняя диктатура цыганского закона блокирует любое культурное развитие. Евреи, при столь же строгих внутренних уставах общежития, тоже не сильно развили свою культуру. Вместе с этим вклад евреев в мировую культуру и науку значителен. Исаак Левитан считается абсолютным гением русского пейзажа, а Альберт Эйнштейн - это символ гениальности в науке. Возникновение христианства нарушило поступательное развитие общества. Мрачное средневековье остановило развитие цивилизации и культуры на полторы тысячи лет. Только с приходом эпохи Возрождения, мир начал пробуждаться от литургического сна. Жизнь, которая держится только на традициях и ритуалах является аналогом смерти и преступлением против нравственной свободы. Этому вопросу посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
!Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

У Владимира Высоцкого есть песня с аналогичным содержанием: «Дайте собакам мяса». Если нормальные инстинкты у общества не работают, и «лили на землю воду, нету колосьев - Чудо», кому нужна эта самая Свобода, если «ярмо с гремушками, да бич» вполне устраивает для счастья?

Люди ворон пугают -
Но вороньё не боится.
Пары соединяют -
А им бы разъединиться.
Лили на землю воду -
Нету колосьев. Чудо!
Мне вчера дали свободу -
Что я с ним делать буду?!

Когда Великий Инквизитор выпускает своего собеседника на «немые стогна града», зачем ему свобода, пожалованная Инквизитором? Что он будет делать в обществе, где власть в руках у Чёрных Воронов, кричащих «Nevermore!»? У поэмы «Цыганы» окончание печальное. Алеко остаётся совершенно один - вне всякого общества, как птица с раненым крылом. В общество «разума и закона» он вернуться не может - он там нарушил закон. Общество, живущее «по зову духа и чувства» изгнало его за то, что он не захотел исполнить закон традиции. Он не может жить по принципам, которые ему навязывают оба общества, а изменить писаные и неписаные законы он не в состоянии. Как ему жить, если общество, где правит строгие законы ему так же чуждо, как и неписаные традиции «свободных народов»?

Алеко можно сравнить с «байроническим героем». В «Путешествиях Чарльд Гарольда», Байрон рисует человека, наблюдающего мир со стороны. Как и чем живёт мир его без сомнения интересует, но сам он не принадлежит ни одному из этих обществ. Никто не будет его преследовать, пока он не будет влиять на этот мир, он и не может этого сделать. Но где Чарльд Гарольд может найти общество «своих», оказаться не в одиночестве, а среди таких же как он?

«Сцепифика общества» является необходимым условием существования государства или народа. Величайшая цивилизация всех времён и народов - Древний Египет, дольше всех, больше трёх тысяч лет, просуществовавшая на Земле, смогла достичь таких результатов только благодаря стремлению древних египтян стать «Единой страной», когда как пел в своей песне Галич:

Возможно, стремление к тотальному единству и единообразию было главной причиной, по которой раскол в Египте стал неизбежен. Благодаря единству древние египтяне смогли построить Великие Пирамиды и Сфинкса, воздвигали по всей стране статуи своим вождям. Вместе с этим, историки отмечают, что взрослея египетская цивилизация не развивалась, а деградировала. Все свои основные достижения Египет создал только в самом начале, а потом лишь двигался по пути копирования и повторения старых побед. Революцию Эхнатона ждала та же участь, что и революцию Ленина. Новая идеология оказалась уничтожена, а вождь оплёван и забыт. Древний Египет можно сравнить с обществом писаного закона, а древних евреев с народам живущим по традиции. После того, как бог убил в начале нашей эры свою жену, он должен был остаться столь же одиноким, как и Алеко в конце «Цыган».

Шестая глава «Евгения Онегина» открывает темы общества как предмета изучения. Если до шестой главы в центре романа находились скорее проблемы личности, то теперь акцент перемещается на общественные проблемы. Так в физике, термодинамика или гидродинамика относятся к механике. В центре книги Льва Толстого «Война и мир», Отечественная война 1812 года. Наполеон был побеждён без единого выигранного сражения поскольку армия Наполеона воевала не против «армии России», а всего народа в целом. Для французов врагом стал каждый дом и каждый куст на их пути. Общество проявило свойства воды: ударь палкой по воде - она расступится, но потом вернётся снова. Вода обладает большой разрушающей силой. Вначале она проникает во все маленькие трещинки, а потом, замёрзнув раздирает всё в клочья. Дополнительность мягкого и жёсткого - один из принципов китайского «Дао». Любое событие, противоречащее установленным в обществе традициям и не укладывающееся в общепринятые традиционные рамки, должно быть воспринято в этом обществе враждебно, поскольку заявляет свои права на изменение установившегося порядка и спокойствия. При этом развитие науки и культуры становится невозможным.

В наше прагматическое время никакой образ не сможет повлиять на людей, если он реально не изменяет их жизнь. Этой теме посвящено известное стихотворение Валерия Брюсова «Конь Блед». Картины Апокалипсиса в начале нашей эры наверное могли произвести некоторое впечатление, но предположим, что самый впечатляющий Всадник Апокалипсиса - Конь Блед появится сегодня в Нью-Йорке на Бродвее. Какая реакция будет у ньюйоркцев, спешащих на службу, в ресторан, на деловую встречу или шопинг? Заметят ли они этого Всадника на фоне яркой и красочной рекламы, уличных огней и фар лимузинов?

Показался с поворота всадник огнеликий,
Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах.
В воздухе еще дрожали - отголоски, крики,
Но мгновенье было - трепет, взоры были - страх!Был у всадника в руках развитый длинный свиток,
Огненные буквы возвещали имя: Смерть…

Конь Блед наверняка будет принят за какую-нибудь очередную рекламную пиар акцию: Всадник Апокалипсиса вызовет не испуг, а раздражение. Зачем ты пришёл нам мешать? Кто смеет нарушить наш привычный режим размеренной и размеченной жизни? Но, есть некоторые, кто обрадуется появлению Всадника - те, кто находится на самом дне общества, кого общество удалило из своих рядов за ненадобностью: проститутки, нищие, сумасшедшие. Мир сытых и устроенных для изгоев враждебен. Если «сгибнет четверть вас - от мора, глада и меча!», то изгои будут только счастливы и сами подгребут угли к костру, на котором будет сожжён умирающий мир. В стихотворении Брюсова видение длится лишь краткое мгновенье. Каменный занавес сметает всё на своём пути. Улицы залиты огнями, в толпе никто не стоит, все вернулись к своим привычным делам. Последними с мечтой божественного откровения расстаются псих и проститутка, но и их тоже давит каменный занавес: «Как слова ненужные из позабытых строк.»

Одинокая кибитка Алеко, стоящая в роковом поле - один из самых ярких и острых образов во всём творчестве Пушкина. Застывшая во времени и пространстве, укрытая убогим ковром телега, символизирует фантастическое одиночество человека, которого общество оттолкнуло от себя. Что же ему теперь делать, как дальше жить, куда идти?

Так иногда перед зимою,
Туманной, утренней порою,
Когда подъемлется с полей
Станица поздних журавлей
И с криком вдаль на юг несется,
Пронзенный гибельным свинцом
Один печально остается,
Повиснув раненым крылом.
Настала ночь; в телеге темной
Огня никто не разложил,
Никто под крышею подъемной
До утра сном не опочил.

Примечания

В раннем творчестве Александр Сергеевич очень часто копирует мысли Байрона и Руссо. Эти писатели являлись кумирами для великого русского поэта, но период романтизма прошел, а с ним появились новые мысли о мироздании, отношении людей в обществе. Пушкин начал мыслить более реалистично, поэтому вступил в некий спор с Байроном. Начал он его в поэме «Кавказский пленник», которая написана была в духе романтизма, но этот романтизм был скорее критическим. Поэт пришел к выводу, что возвращение человека в естественную среду обитания является шагом назад, а не вперед. Такое поведение Александр Сергеевич воспринимает как измену предназначению человека, которое определено Творцом.

Искусственный возврат человека в природу

Александр Пушкин «Цыганы» написал в 1824 году, поэма являлась продолжением начатого эксперимента и завершением спора с романтиками. Чтобы более реалистично описать события в своем произведении, писатель несколько недель прожил в цыганском таборе в Кишиневе, испробовав на себе все прелести свободной жизни. Герой поэмы «Цыганы» Пушкина Алеко очень похож на самого автора, даже имя выбрано созвучное с Александром. Поэт, будучи в ссылке в Молдавии, часто сравнивал себя с Овидием, он томился в духоте городов - все это присутствует и в произведении.

Главный герой устал от цивилизации, и вот ему предстоит открыть для себя новый мир, в котором люди лишены всяких предрассудков, они свободны, просты, им не свойственно притворство или искусственность. Пушкин «Цыганы» написал, чтобы показать, подействует ли на человека изменение круга общения, условий жизни. Алеко оказался в цыганском таборе, он попал именно туда, куда и хотел. Предполагается, что главный герой должен раскрепоститься, обрести душевное спокойствие, но этого не случилось. Желанное обновление не принесла даже любовь к Земфире.

Решение проблемы «человек и среда»

Пушкин «Цыганы» сочинил с целью показать ошибочность суждений Руссо, который считал, что каждый человек может найти гармонию на лоне природы. Алеко ненавидит общество, торгующее своей волей, но сам же поступает так, как и презираемые им люди. Главный герой оказался в мире, о котором давно мечтал, но своего одиночества преодолеть так и не смог. Алеко гордо заявлял, что никогда не откажется от своих прав, но какое же тогда он имел право лишать жизни другого человека или контролировать его чувства?

Пушкин «Цыганы» создал, чтобы показать, что не может переступить через свои убеждения. Алеко потерпел поражение, потому что, несмотря на его громкие заявления, герой сам оказался защитником духовного рабства. В раннем творчестве поэт в центральное место помещал героя, которого ассоциировал с собой. В этой же поэме главного персонажа изобразил объективно Пушкин. «Цыганы», анализ которых показал, насколько изменились взгляды автора, стали первым произведением, в котором Александр Сергеевич смотрит на героя со стороны. В поэме очень хорошо виден переход Александра Пушкина от романтизма к реализму.

Вместо взрывного и страстного автора «Вольности», восклицавшего «Тираны мира, трепещите!», теперь мы видим другого Пушкина - он стал сдержаннее, ответственнее. Ему пришло ясное понимание того, что отныне его жизнь неразрывно связана с поэзией, за каждое слово в стихе он несёт ответственность, его стихи влияют на его судьбу - ведь именно из-за стихов он оказался на пути в «южную ссылку». Это новое настроение Пушкина по сути дела было романтическим мироощущением «жизнь и поэзия - одно» (1). Именно это мироощущение стало для Пушкина в период «южной ссылки» точкой опоры, в этот период он создаст «не только совершенно неповторимое искусство слова, но и совершенно неповторимое искусство жизни»

Так рождается характерное для романтиков ощущение второй реальности: здесь в повседневной жизни человек ходит на службу, заботится о пропитании, об одежде, решает самые обычные житейские вопросы, но одновременно с этим романтик ощущает себя принадлежащим ещё одному миру - там он представляет себя, например, особым избранником, которого не понимают окружающие, поэтому он бежит от пустой и бездушной «толпы» и в уединении посвящает себя сложнейшим вопросам о смысле жизни, о судьбах народов и т.п. Романтическое поведение могло принимать самые разные формы, например: человек испытывает одиночество, разочарованность, равнодушие к жизни и удовольствиям, «преждевременную старость души», как следствие, к нему приходит неутолимое желание странствовать, скитаться и грустить при этом о покинутой родине (о преданной любви, об оклеветанной дружбе и т.д.), понимая с тоской, что впереди полная неизвестность… Подобная «старость души» (свойственная, например, Онегину, Печорину) обычно имела два варианта, две причины: или политическую (например, бегство от несправедливых законов цивилизованного общество к «диким» народам), или любовную (например, неразделенная любовь заставила влюбленного покинуть свет и вытравить в себе способность любви вообще). Такая романтическая мифология человека была в моде в современную Пушкину эпоху и сам Пушкин в период «южной ссылки» тоже включается в эту эстетическую игру.



Пушкин в письме к В.П.Горчакову (октябрь-ноябрь 1822 г.) писал следующее: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения («Кавказский пленник»). Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19-го века»...

«Цыганы»

Пушкин работал над поэмой с января 1824 года до октября, то есть закончил уже в Михайловском. Герои и события во многом напоминают «Кавказский пленник». Такой же герой-европеец, попадающий в среду почти первобытного племени. И здесь вторжение его в жизнь этого племени влечёт за собой гибель героини. И здесь страсти героя - источник катастрофы. Но есть заметные различия и в системе персонажей (отец Земфиры), и в характеристике героев, и в их взаимоотношениях, но главным образом изменилась постановка проблемы и её трактовка.

Герои. Алеко, как и Пленник, имеет сходство с автором, что подчёркнуто в имени героя, но и здесь, как в «Кавказском пленнике», задача автора не в самохарактеристике, а в изображении «героя времени». В отличие от Пленника Алеко не стремится бежать, так как изгнан из общества и возвращение невозможно, кроме того, именно здесь, в цыганском таборе, он нашёл свою свободу. О прошлом героя не сообщается, но воображение читателя намеренно возбуждается глухими намёками о страшной душевной драме. Алеко по сравнению с Пленником более эгоистичен, индивидуалистичен, мстителен, ревнив.

Конфликт. Пушкин показывает беглеца, который не хочет возвращаться! Ему хорошо с вольными цыганами. Пушкин изображает цыган именно в проявлениях их дикой вольности, то есть цыгане воплощают собой некую идею общественного устройства и поведения. Как и Алеко.

Алеко (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский - вечного изгоя) показан с весьма неясным прошлым, зато точно известно, что он весь во власти страстей.

Конечно, Пушкин не предлагает отказаться от образованного общества и двигаться истории вспять, он не ставит идеалом примитивное сознание. Он предлагает решение проблемы страстей - всё спасение в разуме, в мудрости, которая в поэме является в образе старого цыгана (ограничить безудержные страсти ясностью ума. Ср. подобное же решение темы свободы как сочетания воли и законов). Однако мудрость старого цыгана не спасла Алеко от трагического финала: он уходит. Вынужден уйти, его изгнали и отсюда.

Так Пушкин показал трагическое положение современного человека, которому 1) невозможно жить в обществе «образованного разврата» и 2) невозможно бежать из этого общества, так как нигде он не сможет прижиться со своими необузданными страстями. «Цыганы» - не только последняя из «южных» поэм Пушкина, но и завершающая, самая зрелая. «Этой поэмой он исчерпал романтическую тему, доведя её до последнего выражения…» (Б.В.Томашевский)

9. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Проблематика, конфликт, идейное содержание. Основные образы. Мастерство Пушкина-Драматурга.

«Борис Годунов» по жанру - трагедия, потому что показан поединок человека с роком и присутствует трагический финал. В эпоху классицизма считалось, что в трагедии должны действовать высокие личности (цари, вельможи). «Борис Годунов»- первая реалистически - историческая трагедия в русской литературе. Новизна текста в том, что Пушкин отказался от принципа единства места, времени, действия: Григорий Отрепьев находиться и в монастыре в Москве, в Польше, в доме отца Марины Мнишек, в царских палатах, на площади в Москве. Действия происходят с 1598-1604 год. Также Александр Сергеевич отказался от пяти классических актов, не делит пьесу на акты, но много частей, которые помечены по месту действия. Автор пишет свою трагедию с опорой на «Историю государства российского» Карамзина. Текст становится историческим. Проблематика определена самим Пушкиным: «Человек и народ. Судьба человеческая и судьба народная». В тексте 2 проблемы: власть народа и проблема личности, роль личности в истории. Итак, немного подробнее, начнем с проблемы власти и народа. В каждой сцене появляется ремарка, как ведет себя народ (сцена на Красной площади, сцена Новодевичьего монастыря, финальная сцена у Кремля). Часто появляются ремарки, в которых появляется народ: «Идет, окруженный народом», «Народ безмолвствует». Считает, что народ принимает участие в истории, важен финал: «Народ безмолвствует» - это означает неодобрение власти Лжедмитрия. Представители народа не имеет имен, они появляются персонажами, которые называются один, другой.

Народ выражает общее мнение: отношение власти нельзя назвать достойным, власть манипулирует людьми. Шуйский: «Давай народ искусно волновать». Проблема личности рассматривается на примере двух героев: Бориса Годунова и Григория Отрепьева. Борис Годунов – сложная фигура, не может быть однозначно оценен, как персонаж реалистического текста. Его судьба показывает, как характер изначально неплохого человека может деформироваться под влиянием власти. Герой приходит к власти с благой целью, с мыслью о людях: «Народ вдоволствии, во славе успокоить, щедротами любовь его сыскать». Не соизмеряет цель и средства, приказывает убить царевича Дмитрия. Начинает считать, что ему все позволено, становится деспотом: «Лишь строгостью мы можем держать народ». Белинский охарактеризовал Б. Годунова, как «человека замечательного», но взявшего «ношу не по себе». Герой – человек внутренне разделенный, ему являются «мальчики кровавые в глазах», мучает совесть: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Борис Годунов – трагический персонаж, не может выйти и - под власти обстоятельсв, поэтому умирает. Григорий Отрепьев («Самозванец») имеет незаурядный характер, не желает мириться с судьбой «бедного инока». Путь личности похож на путь Бориса Годунова. Григорий изначально хотел сохранять в себе человеческое. Это проявляется в том, что он не хочет гибели русских в бою с поляками, испытывает чувства к Марине Мнишек, но в конце становится убийцей, виновником гибели семьи Годунова. Из этого следует, что личность и власть несовместимы.

«Цыганы» — последнее романтическое произведение, сюжет которой был почерпнут во время южной ссылки Пушкина, и пребывания поэта в Бессарабии. Именно там Пушкин познакомился с таборными цыганами и услышал от них эту печальную повесть. Он начал работать над поэмой, будучи в Молдавии, а завершил ее осенью 1824-го года в Михайловском.

Сюжет поэмы прост и незамысловат. Через всю поэму проходит одна сюжетная линия, и три основных литературных героя. Цыганка Земфира познакомилась с мужчиной, успевшим приобрести житейский опыт и устать от жизни. Плененный красотой девушки, мужчина решается все бросить и прибиться к цыганскому табору. Он ничего не рассказывает о себе, но по его отношению к городам, где он жил, и людям, среди которых ему приходилось вращаться, можно сделать вывод, что Алеко приобрел печальный жизненный опыт. Возможно, его уход с цыганским табором стал попыткой убежать от общества, в котором он не нашел себе места, от самого себя, своих воспоминаний. Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет, за что: за несогласие с существующим строем, или за уголовное злодейство.

Два года он кочевал с табором, стал мужем Земфиры. Но юная девушка, отдалась Алеко не столько потому, что любила его, сколько просто позволяла ему себя любить. Наконец, «пришла пора – она влюбилась», как сказал поэт в другом своем произведении. Но влюбилась молодая цыганка не в собственного мужа, а в юного цыгана, такого, же, как она сама.

Однажды ночью, Алеко проснулся, и не найдя рядом любимой жены, пошел искать ее, и нашел возле чьей-то старой могилы с молодым возлюбленным. Оскорбленный в своих чувствах, он заколол ножом сначала молодого любовника своей жены, а потом и Земфиру.

Цыгане скромно похоронили юных любовников, и старик прогнал Алеко из табора.

Поэма начинается красивой и лиричной экспозицией – описанием природы Бессарабии, таборного быта, увидеть который Пушкину довелось воочию. Наверное, поэтому описание стоянки табора столь гармонично, красочно и зримо. Изодранные шатры, полуувешанные коврами, звон походной наковальни, ржание лошадей показывает непритязательный, даже в чем-то бедный быт цыган. Но эти люди не стеснены условностями. Они счастливы своей свободой, единением с природой тех мест, где останавливаются. В таборе каждый, и даже дети, заняты своим делом.

Завязка начинается описанием старого цыгана, ожидающего свою дочь с прогулки. Старик беспокоится, что девушки долго нет, и стынет убогий ужин старика. Наконец, Земфира появляется в обществе неизвестного мужчины. Здесь же поэт знакомит читателя с главными героями поэмы: стариком, отцом Земфиры, Алеко, мужчиной не цыганского происхождения, и Земфирой. Возможно, мужчину звали Александром, а имя Алеко дала ему Земфира. Поэма оснащена диалогами, что приближает ее к драматическому произведению.

Во второй части описывается сбор табора в дорогу. Цыгане довольно быстро привычными движениями разобрали шатры, уложили на телеги свой скромный скарб, и степь опустела. Табор двинулся в путь, а вместе с ними и Алеко — вольный житель мира.

Здесь поэт сравнивает Алеко с перелетной птицей, не имеющей постоянного гнезда, то есть дома, семьи. Лирическое отступление о птичке беззаботной написано в ином ритме, чем вся поэма. Тем самым, как отдельная песня выделяется из общего повествования и напоминает стих 26 из 6-й главы Матфея. Намек на Евангелие здесь не случаен. Пушкин подчеркивает тем самым, что люди, считающие себя цивилизованными, в своих поступках оторвались от Бога и его заповедей, одна из которых – не убий.

Вся поэма написана четырехстопным ямбом, а песнь о птичке – четырехстопным хореем.

Третья часть поэмы переносит читателя во времени на два года вперед. За это время Земфира стала женой Алеко, но успела понять, что не любит его. Она пением намекает мужу, что разлюбила его, в тайной надежде, что тот ее отпустит. Песня вызывает у Алеко раздражение, но явного намека он не слышит. Песня Земфиры написана двустопным ямбом и является своеобразным предисловием к кульминации.
Старику песня напоминает его жену, которая влюбившись, оставила его и ушла с возлюбленным. Можно сказать, что рассказ старика это отдельная сюжетная линия, контрастом вплетенная в повествование. Старик рассказал о своей бывшей жене Алеко, на что тот заметил, что не сможет так спокойно отпустить женщину, если та поступит с ним также. Он должен будет насладиться местью.

Сцена у могилы – кульминация поэмы. Похороны влюбленных и последний разговор старика с Алеко – развязка.

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним -
Не нужно крови нам и стонов -
Но жить с убийцей не хотим…

Табор уходит, Алеко остается один.

В эпилоге Пушкин вспоминает о своих встречах с цыганами, беседах у костра. И делает невеселый вывод:

Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..

По мнению известного литературоведа, князя Д. С. Мирского, основная идея произведения - «трагическая неспособность сложного, цивилизованного человека отбросить привычные чувства и страсти, в особенности чувство собственника по отношению к своей избраннице. На первый взгляд, поэма является решительным утверждением свободы - свободы женщины по отношению к мужчине - и решительным осуждением неестественного зла - мщения и наказания».

Основная идея поэмы не нашла понимания в цивилизованном обществе, и поэтому «Цыганы» не пользовались успехом у русского читателя, привыкшего к тому, что абсолютной свободы не существует, и у каждого человека есть определенные обязательства перед своей семьей и обществом.

Поэма написана А.С.Пушкиным в 1824 году. В ней отражается сильнейший кризис романтического мировоз­зрения, который переживал поэт в это время (1823-1824 годы). Он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романти­ческой вечной любви.

Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотво­рений, изливая в них свою «желчь» и «цинизм» (по его выражению): «Сеятель», «Демон», «Разговор книгопродав­ца с поэтом», и немного позже - «Сцену из Фауста» и другие, оставшиеся в рукописи неоконченными.

К числу подобных произведений относится поэма «Цыганы». Ее содержание - критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы.

Герой поэмы - романтический изгнанник - в поис­ках свободы бежит из культурного общества, из «неволи душных городов» к свободным, живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам. Изображенные Пушкиным вольные и веселые цыганы, конечно, не похожи на под­линных бессарабских цыган, живших тогда в «крепостном состоянии». Но Пушкину нужно было создать своему герою такую обстановку, в которой он мог бы полностью удовлетворить свое страстное желание-абсолютной, ничем не ограниченной свободы. И тут обнаруживается, что Алеко, требующий свободы для себя и пользующийся ею в цыганском обществе, не желает признавать ее для других (для Земфиры), если эта свобода затрагивает его интересы, нарушает его мнимые «права» («Я не таков, - говорит он старому цыгану. - Нет, я не споря от прав моих не откажусь»). Поэт развенчивает романтического героя, по­казывая его подлинную сущность эгоиста и убийцы.

В «Цыганах» развенчивается романтический идеал не­ограниченной свободы. Пушкин убедительно показывает, что полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни возможны только для общества людей примитивных в своих потребностях, лени­вых, праздных, да к тому же робких и слабых.

...Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел - оставь же нас, -

говорит старый цыган чужаку Алеко, убившему свою жену и молодого цыгана, ее возлюбленного.

Абсолютная свобода в любовных отношениях, не со­здающих никаких взаимных обязательств, никакой духов­ной связи между любящими, показана Пушкиным в пове­дении Земфиры и ее матери Мариулы. Земфире «скучно, сердце воли просит», и она легко изменяет горячо любя­щему ее Алеко.

К тому же полная свобода в поступках вовсе не дает «вольным» цыганам счастья. Старый цыган так же несчас­тлив, как и Алеко, но только он смиряется со своим несчастьем, считая, что это - нормальный порядок, что «чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь».

Развенчав в своей поэме и романтический идеал сво­боды, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение... Поэтому и заклю­чение поэмы звучит трагически безнадежно:

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

Эти выстраданные Пушкиным глубокие мысли и чув­ства облечены в «Цыганах» в совершенную поэтическую форму. Свободная и в то же время четкая и ясная компо­зиция поэмы, яркие картины жизни и быта цыган, насы­щенные лиризмом описания чувств и переживаний героя, драматические диалоги, в которых раскрываются конфлик­ты и противоречия, составляющие содержание поэмы, включенные в нее посторонние эпизоды - стихи о безза­ботной птичке и рассказ об Овидии, - все это делает поэму «Цыганы» одним из лучших произведений молодого Пуш­кина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: