Cобор во имя Воскресения Христова на Екатерининском канале ("Спас-на-крови"). Краснобор: церковь во Имя Воскресения Христова или Храм Божий в Красноборе Во имя воскресения

Церковь во имя Воскресения Христова

(святого Михаила Архангела) в Малой Коломне

Утраченный памятник

пл. Кулибина, 1х

1847-1859 - арх. акад. Ефимов Н. Е., Швецов А. И., Небольсин В. Ф.

В 1832 г. жители Малой Коломны ходатайствовали перед епархиальным начальством о разрешении построить храм во имя Архистратига Михаила на площади, которая тогда называлась Козье болото. Церковь предполагали строить в благодарность по случаю прекращения эпидемии холеры и рождения младшего сына императора - великого князя Михаила Николаевича. Разрешения не последовало, и было составлено новое прошение на имя военного губернатора фон Эссена. Дозволение было дано условно. Сбор денег шел медленно, прошло почти десять лет. В 1840 г. по духовному завещанию вдовы прапорщика Лебедевой Анны Дмитриевны было пожертвовано на строительство церкви 25 тысяч рублей.

На месте строительства 16 декабря 1845 г начали строить деревянную часовню для сбора пожертвований. 8 марта 1846 г. состоялось освящение часовни на Козьем болоте.

12 октября 1847 г. состоялась закладка каменной церкви. В 1848 г. была построена и 22 февраля освящена временная деревянная церковь во имя Рождества Христова.

Каменная церковь строилась рядом с деревянной по проекту академика архитектуры. Н. Е. Ефимова. Строителем был избран служивший в Главном управлении путей сообщения архитектор А. И. Швецов, его помощником архитектор В. Ф. Небольсин. В связи с ограниченностью средств, строительство затянулось. В 1857 г. приступили к отделке интерьеров, установке иконостасов

Это был двухэтажный пятикупольный храм в русско-византийском стиле. Фасады были украшены колоннами и лепниной. На алтарной стене в нише помещалась под стеклом писанная на холсте икона «Воскресения Христова» в дубовой раме.

28 февраля 1859 г. церковь была освящена. 4 октября того же года был освящен боковой придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а 8 ноября 1861 г. боковой придел во имя Архангела Михаила. В феврале 1861 г. разобрали временную деревянную церковь.
Главный и боковые приделы располагались во втором этаже храма.

Нижняя церковь представляла собой копию церкви Рождества Христова в Вифлееме, ее интерьер в 1870-х гг. был выполнен архитектором С. В. Садовниковым. Иконостас придела был изготовлен из белого мрамора. Во внутренней части храма была устроена часовня, представляющая собой воспроизведение Вифлеемского вертепа - к стене были приделаны мраморные ясли с младенцем Иисусом. Вертеп был освящен 22 декабря 1887 г.
Внизу также были устроены приделы во имя Иоанна Предтечи и св. Николая Чудотворца. Иконостас приделов также был сделан из белого мрамора.

Сосновый иконостас главного придела был выполнен охтинским резчиком П. М. Алексеевым, иконы написаны К. С. Осокиным, им же расписан купол. Лепка сделана С. И. Муратовым.

Звонница имела восемь колоколов. Самый большой с изображением Рождества Христова и Воскресения Христова был изготовлен на заводе Стуколкина на средства князя Долгорукова.

Спустя восемь лет после освящения церкви в главном куполе обнаружилась течь, началось исправление всего здания. Работы проводились в 1867-1869 гг. под наблюдением архитектора К. Я. Маевского

Часовня "Вифлиемский вертеп"

Часовня с Вифлиемской звездой, иконами Двенадцати Апостолов и вертепом была построена по проекту арх. С. В. Садовникова в 1887 г. и тогда же освящена. Снесена вместе с храмом. (. С.164)

На капитал, завещанный бывшим церковным старостой купцом В. Ф. Фоминым при церкви на площади, напротив Торговой (ныне Союза Печатников) улицы была построена небольшая каменная часовня с помещением для сторожа. Часовня освящена в 1897 г.

Храм был закрыт в 1932 г. и в том же году снесен. На его месте разбит сквер, носящий имя площади Кулибина.

(по материалам [ 44 ], [ 69 ])

Поклонный крест установлен в Санкт-Петербурге на месте взорванного храма Воскресения Христова на площади Кулибина. Второе, исторически сложившееся название храма - Малоколоменский Михаила Архангела (он находился в Малой Коломне в нынешнем Адмиралтейском районе). Чин его освящения был совершен 21 июня 2009 г. Церемонию возглавил епископ Петергофский Маркелл, викарий Санкт-Петербургской епархии, которому сослужили 12 священников, в том числе благочинный Адмиралтейского округа архимандрит Сергий (Стуров), секретарь епархии игумен Мстислав (Дячина) и другие клирики петербургских храмов. Несколько сотен человек пришли поклониться кресту и помолиться на месте утраченной святыни. Среди них были и пожилые петербуржцы, помнящие уникальный храм, в подвальном помещении которого располагалась церковь-вертеп - точная копия храма Рождества Христова в Вифлееме.

Православный комплекс «Во имя Воскресения Христова» построен в честь 2000-летия Рождества Христова. Высота построенного в традициях русской архитектуры XIX века величественного храма Воскресения Христова – 59 метров, а расположенной рядом колокольни – 62 метра. Кафедральный собор Воскресения Христова - православный храм в городе Ханты-Мансийске посвящён самому главному христианскому празднику - Воскресению Христа.

Православный комплекс «Во имя Воскресения Христова» считается одной из главных достопримечательностей Ханты-Мансийска. Его величественные конструкции, увенчанные золотыми куполами, виднеются практически из любой части города.

10 декабря 1999 года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил закладной камень с надписью «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 12 августа 2001 года место строительства храмового комплекса посетил Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. 24 мая 2005 года архиепископ Димитрий Тобольский и Тюменский освятил часовню в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия строящегося храмового комплекса в честь Воскресения Христова. А уже 25 июня 2005 года впервые в строящемся храме в честь Воскресения Христова архиепископом Тобольским и Тюменским был отслужен молебен.

Построенный в 2005 году храмовый комплекс включает в себя более 10 строений, главные из которых - соборный храм Воскресения Христова, православная гимназия и школа, храм в честь князя Владимира и 62-метровая колокольня - одно из самых высоких зданий в городе. Возле храма располагается первый в стране православный парк славянской письменности и культуры «Славянская площадь», декорированный скульптурами на тему десяти заповедей. Кроме этого, на территории комплекса находятся памятники святым, аллеи, детские площадки и места для отдыха.
В парке славянской письменности и культуры можно увидеть малые архитектурные формы на тему десяти библейских заповедей. Здесь же парами стоят памятники Кириллу и Мефодию, а также первым церковникам Югры – митрополитам Тобольским Филофею и Иоанну.

Выполненный в стиле русской архитектуры второй половины 19 века храмовый комплекс считается крупнейшим в Ханты-Мансийском крае и не имеет себе аналогов.
По благословению управляющего Ханты-Мансийской епархией епископа Ханты -Мансийского и Сургутского Павла выполнена роспись Храма Воскресения в сербско-византийском стиле иконописцами из художественной мастерской Томского Союза монументалистов, скульпторов и дизайнеров.

На сегодняшний день в Воскресенском Кафедральном Соборе находятся многие святыни-иконы с частицами и мощи святых угодников Божиих: святителя Иоанна, Тобольского Чудотворца, святителя Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, блаженного Павла Таганрогского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, святителя Луки Войно-Ясенецкого, ковчег с мощами святых угодников Киево-Печерской лавры, мощевик с частицами камня Гроба Господня, Дуба Маврийского, мощами апостола Андрея Первозванного, Свт. Луки Симферопольского, Прмчцы. Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. В день тезоименитства епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла в Ханты-Мансийскую епархию доставлены мощи апостола Павла, в Соборе также находятся мощи покровителей семьи - святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Адрес: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17.

Православный собор

Фотография С.М. Прокудина-Горского , 1915 год
Страна Россия
Конфессия православие
Епархия Петрозаводская и Карельская епархия
Строительство - годы
Приделы во имя Сошествия Святого Духа, во имя Рождества Христова, во имя Рождества Пресвятой Богородицы
Состояние разрушен, не сохранился

Собор во имя Воскресения Господня - не сохранившийся собор Олонецкой и Петрозаводской епархии в Петрозаводске . Находился на Соборной площади (сейчас площадь Кирова).

Внешний вид

Каменно-деревянный тёплый храм длиной около 28 м, шириной 17 м с колокольней (купольная часть храма, увенчанная 9 главами, была деревянной). Кроме главного придела, в соборе были освящены два боковых: в честь и славу Рождества Христова и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Особопочитаемой иконой собора была Троеручица .

В соборе было три входа - с западной, северной и южной сторон. В специальных помещениях находились духовная библиотека, ризница и древлехранилище.

У северных ворот каменной ограды собора находился каменный киот в виде часовни с иконой Николая Чудотворца. У западного входа в храм была могила Фаддея Петрозаводского .

История

Построен в 1800 году на средства горожан рядом с Петропавловским собором на месте Святодуховской церкви, разобранной по причине ветхости в 1799 году. До 1875 года - Святодуховский, в 1875 году переименован во имя Воскресения Господня.

В октябре 1924 года храм сильно пострадал от пожара, уничтожившего деревянный Петропавловский собор. Власти отказали верующим в разрешении отремонтировать здание, и оно было разобрано.

Напишите отзыв о статье "Собор во имя Воскресения Господня (Петрозаводск)"

Литература

  • Олонецкая епархия. Страницы истории. 2000.
  • Петрозаводск: Путеводитель по православным святыням Карелии. Петрозаводск. 2003.
  • Сорокина Т. В. Генделев Д. З. Соборы Петрозаводска. Петрозаводск. 1999.
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р - Я. - Петрозаводск: «ПетроПресс», 2011. - 384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3) - стр. 105

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Собор во имя Воскресения Господня (Петрозаводск)

Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.
Это был порядок, склад обстоятельств.
Порядок какой то убивал его – Пьера, лишал его жизни, всего, уничтожал его.

От дома князя Щербатова пленных повели прямо вниз по Девичьему полю, левее Девичьего монастыря и подвели к огороду, на котором стоял столб. За столбом была вырыта большая яма с свежевыкопанной землей, и около ямы и столба полукругом стояла большая толпа народа. Толпа состояла из малого числа русских и большого числа наполеоновских войск вне строя: немцев, итальянцев и французов в разнородных мундирах. Справа и слева столба стояли фронты французских войск в синих мундирах с красными эполетами, в штиблетах и киверах.
Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соображать. Он только мог видеть и слышать. И только одно желание было у него – желание, чтобы поскорее сделалось что то страшное, что должно было быть сделано. Пьер оглядывался на своих товарищей и рассматривал их.
Два человека с края были бритые острожные. Один высокий, худой; другой черный, мохнатый, мускулистый, с приплюснутым носом. Третий был дворовый, лет сорока пяти, с седеющими волосами и полным, хорошо откормленным телом. Четвертый был мужик, очень красивый, с окладистой русой бородой и черными глазами. Пятый был фабричный, желтый, худой малый, лет восемнадцати, в халате.
Пьер слышал, что французы совещались, как стрелять – по одному или по два? «По два», – холодно спокойно отвечал старший офицер. Сделалось передвижение в рядах солдат, и заметно было, что все торопились, – и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело.
Чиновник француз в шарфе подошел к правой стороне шеренги преступников в прочел по русски и по французски приговор.

Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, в том месте, где, согласно Валаамскому пpеданию, св. ап. Андpей Пеpвозванный воздвиг каменный крест (или апостольский жезл). Впоследствии здесь стояла часовня во имя Святого Андрея, возобновленная в 1846 г. В конце XVIII В начале XIX в. в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон (1745(6)-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты.

В 1896 г. благотворитель и паломник И.М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте, где жили монастырские рыбаки, скит и пожертвовал 10 тысяч рублей. Он собирался остаться здесь, но отправился на Св. Гоpу Афон, где принял Великую схиму и вскоре умеp. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный архитектор В.И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. началась расчистка места для будущего храма: с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент и летом 1902 года начали класть стены. Всего за год храм вчерне был готов. В 1905 году выполнили внутреннюю отделку. 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский (впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси) Сергий (Страгородский).

В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича, с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами, сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Нижний храм во имя Св. Апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева — камня помазания, обозначавшего камень, на котором Праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в Притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима.

Убранство полного светом верхнего храма, в котором служба велась летом, напоминало о Светлом Хpистовом Воскресении. Все иконы были написаны Валаамскими монахами.

Лишь образ Божьей Матери Иерусалимской был передан из Москвы в благодарность за устройство там Валаамского подворья. В этом храме круглый год звучали пасхальные песнопения. Эта традиция соблюдая и сейчас, только в летнее время, когда на остров приезжает Хор Санкт-Петербургского подворья.

Первые шесть насельников скита поселились в доме под горой. Когда число их к началу 1910 г. возросло до 50 человек, были построены три корпуca: одноэтажные — келейный и хозяйственный к востоку, и двухэтажный с трапезной и кельями к северу от церкви (проект зодчего Н.Н.Никонова). В 1931 г. была открыта школа-приют для мальчиков с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы.

После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта — одна из лучших пристаней на Ладоге — ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря.

Патриархия.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: