К.Д.Ушинский «Проказы старухи-зимы». Конспект развитие речи на тему проказы старухи зимы ушинский Урок литературного чтения проказы старухи зимы

Конспект урока чтения в 3 классе

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» (сказка)

Цели урока :

    Учить анализировать прочитанное на основе знакомства со сказкой К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

    Развивать зрительное и слуховое внимание через анализ текста посредством вопросов

    Воспитывать умение слушать друг друга

Оборудование : карточки со стихотворениями, картинки «Птицы зимой», «Звери зимой», «Люди зимой».

Программные требования:

Учащиеся должны уметь:

ним под руководством учителя;

б) трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
в) отвечать на вопросы по прочитанному;
г) высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
д) пересказывать содержание прочитанного;
е) устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Ход урока

    Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, тихонечко садитесь, начнем урок.

II . Речевая зарядка

У вас на партах лежат тексты стихотворений. Давайте немного потренируемся и прочитаем стихотворение, чтобы в дальнейшем правильно читать слова.

Я у бабушки в саду

Я у бабушки в саду

Много вкусного найду:

Ежевику и малину

Тают ягоды во рту.

Вот крыжовника кусты,

Но они не так просты.

Прочитайте это стихотворение про себя.

Альбина, прочитай это стихотворение.

А теперь читаем хором.

Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (о том, что у бабушки много ягод в саду)

Скажите, а почему у крыжовника кусты не так просты? (потому что они колючие, у них есть иголки)

А у вас есть сад или огород? Что там растет? А ягоды там есть? Какие?

Прочитаем еще раз это стихотворение хором.

Миша, прочитай это стихотворение выразительно. Молодец, Миша, ты прочитал целыми словами, выразительно. Мне понравилось. (спрашиваю еще 3 ребят)

Молодцы!

III . Проверка домашнего задания

Ребята, давайте вспомним, какой рассказ мы читали на прошлом уроке? («Река стала»)

Откройте учебники на странице 129. Найдите в тексте и зачитайте, почему мальчики оказались в воде? (…кто-то упал, на него упал другой и лед не выдержал нашей тяжести, он треснул…)

Найдите в тексте и зачитайте, как мальчики пытались выбраться на лед?

С помощью каких средств удалось спасти мальчиков? (веревки и доски)

Расскажите, как удалось спасти мальчиков?

А вы знаете о правилах поведения на льду? Расскажите о них?

Хорошо, молодцы. Мне понравилось, как вы поработали дома! (выставление отметок)

IV . Подготовительная работа

- Скажите, какое сейчас время года? (зима)

- Подойдите к окну, посмотрите, что вы видите за окном?

- А теперь посмотрите на доску и расскажите, что происходит зимой с природой? (вывешивается картинка)

- Расскажите, а чем занимаются люди зимой? (вывешивается картинка)

- А что происходит с птицами? (рассказ по картинке)

- С животными? (рассказ по картинке)

- Таким образом, зимой и люди, и птицы, и животные ведут особый образ жизни.

- Сегодня мы с вами прочитаем сказку К. Ушинского «Проказы старухи зимы». Будем учиться читать правильно, целыми словами и учиться пересказывать по плану. Обратите внимание, как автор подробно изображает действия старухи-зимы и поведение живой природы.

V . Первичное восприятие текста

Сейчас закройте книги, положите их на край стола. Сами сядьте ровненько, руки положите перед собой.

Так кого же хотела заморозить зима?

VI . Повторное чтение учащимися и анализ содержания

А) чтение трудных слов

Запорошила снегом (занесла снегом)

Оконница (часть окна)

Подсобить (помочь)

Хлев (помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)

Ребята, прочитайте это словосочетание про себя.

Аня, прочитай словосочетание.

А теперь читаем хором

Как вы понимаете, запорошила снегом? Запорошила – занесла снегом.

Прочитайте следующее слово.

Толя, прочитай слово.

Читаем хором.

Кто знает, что такое оконница? (оконница – часть окна) Посмотрите на окно, вот это оконница. (показываю на окне)

Прочитайте третье слово про себя.

Рома, прочитай слово.

Теперь читаем хором.

Ребята, как вы понимаете слово подсобить? (подсобить – помочь)

Читаем последнее слово про себя.

Саша, прочитай слово.

Читаем хором.

Кто знает, что такое хлев? (Хлев – помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)

Итак, мы с вами разобрали трудные слова.

Б) чтение про себя

- Теперь мы готовы читать эту сказку.

- Откройте учебники на странице 130. Все открыли?

- Сейчас прочитайте сказку про себя, потренируйтесь, как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами. При чтении обращайте внимание на трудные слова, которые мы разобрали. Если вам встретятся еще какие-нибудь трудные слова, подчеркните их простым карандашом. При чтении обращайте внимание на знаки препинания и думайте, с какой интонацией нужно читать эти строчки.

- Остановились.

Физминутка

А сейчас отдохнем.

Руки вверх поднимем – раз,

Выше носа, выше глаз.

Прямо руки вверх держать,

Не качаться, не дрожать.

Три опустили руки вниз,

Стой на месте не вертись.

Вверх раз, два, три, четыре, вниз.

Повторяем, не ленись.

Будем делать повороты,

Выполняйте все с охотой

Раз – налево поворот,

Два – теперь наоборот.

Так ничуть не торопясь,

Повторяем 8 раз.

Тихонечко садитесь.

В) чтение текста по частям и анализ

I часть – Начинает читать Ваня. Остальные внимательно следят, потом будем отвечать на вопросы. (текст разделен на 5 подчастей) Продолжает читать Миша. Остановились.

Скажите, как зима решила расправиться с птицами? (подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам)

Что сделали птицы? (собрались стайками и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны)

- II часть – Следующую часть читает Толя. Остальные внимательно слушают. Продолжает Аня.

Скажите, как звери спасаются зимой от мороза? (одни шубы теплые надели, другие в теплые норы запрятались)

А как медведь спасается? (медведь лапу сосет в берлоге) А как белка? (белка орешки грызет) А домашние животные: коровы, лошади? (лошади и коровы в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют)

III часть – продолжает читать Альбина. Спасибо, Альбина.

Скажите, что сделала зима с реками и озерами? (замерзли реки и озера)

Куда спрятались рыбы? (рыба вся вглубь ушла)

IV часть – Дальше читает Рома.

Расскажите, как люди приготовились к зиме? (люди затопили печки, пекут блины горячие, да над зимой посмеиваются)

- V часть – читает Саша А. Продолжает читать Саша С.. Остановились.

Почему не боятся зимы дети? (они катаются на коньках, на салазках, в снежки играют, баб лепят)

Почему зиме стало обидно? Ответ найдите в тексте. (видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости)

Г) чтение текста целиком

- Сейчас будем полностью читать этот текст, целыми словами, выразительно.

- Ваня читает, остальные внимательно следят.

- Молодец, ты прочитал хорошо, соблюдал все знаки препинания.

- Следующий читает Ирина.

- Молодец. Очень хорошо прочитал. Выразительно, красиво.

VI . Заключительная работа

Сейчас давайте разделим сказку на части и озаглавим эти части.

Скажите, кого первым зима решила заморозить? (птиц) Как можно озаглавить эту часть? Что в этой части главное? (Зима, решила заморозить птиц, птицы и зима)

Итак, первую часть мы озаглавили: Зима и птицы (записываю на доске)

Кого следующим решила заморозить зима? (зверей) Кто догадался, как озаглавим эту часть? (Зима и звери, записываю на доске)

Кого еще пыталась заморозить зима? Как озаглавим? (зима и рыбы)

Кого решила заморозить зима после рыб? (людей) Как можно озаглавить эту часть? (Зима и взрослые люди)

И последними она решила заморозить …? (детей)) Как озаглавим? (Зима и дети)

Итак, мы с вами разделили сказку на части и озаглавили эти части.

Кто перескажет сказку вот по этому плану? Паша, выходи.

Молодец, Сережа. Ты очень хорошо пересказал сказку.

VII . Домашнее задание

- Дома вам нужно будет подготовить пересказ сказки вот по этому плану. (выдаются карточки с планом)

Дифференцированный подход: Саша А. и Саша С. выдаются карточки с опорными словами.

VIII . Итог

- Скажите, как называется сказка, которую мы прочитали?

- Какой отрывок вам понравился больше всего? Чем?

- Вас убедил автор, что зима – настоящая волшебница.

- Урок окончен. Всем спасибо за урок.

Урок литературного чтения в 2 «В» классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тема: К.Ушинский «Проказы старухи – зимы. Сказка».

Цель урока: формирование положительной мотивации предмету.

Предметные УУД: чтение сказки К.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа со сказкой, выразительное чтение, определение её смысла.

Познавательные УУД: совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.

Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.

Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД: осознание значимости сказки К.Ушинского «Проказы старухи – зимы», её поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно.

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска, мультимедийный проектор,

Каждому: учебная хрестоматия: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2012, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, снежинки для рефлексии.

Парная работа: карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Пожелайте друг другу удачи.

  1. Введение в тему урока. Целеполагание урока.

Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

В результате обсуждения формулируем план урока (работа с экологическим панно):

  1. Речевая разминка.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа в парах.
  4. Знакомство с автором.
  5. Словарная работа.
  6. Чтение сказки.
  7. Физминутка.
  8. Составление модели обложки.
  9. Работа в тетради.
  10. Домашнее задание.
  1. Речевая разминка. (Слайд №2)

- Ребята, а теперь давайте немного разомнём наш язычок и голосок. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Скороговорку).

Около кола - колокола,

И на колах - колокола.

1. Прочитайте глазками.

2. Прочитайте шёпотом.

3. Прочитайте вслух.

4. Прочитайте медленным темпом.

5. Прочитайте быстрым темпом.

6. Прочитайте с восклицательной интонацией.

7. Прочитайте с вопросительной интонацией.

Молодцы!

  1. Работа в парах.

Ребята, как вы думаете, чем сейчас мы с вами займёмся? (Работа в парах).

Объединитесь в пары. У вас на рабочих местах лежат карточки. Прочитайте задание. Обсудите выполнение со своим напарником и приступайте к выполнению задания.

А теперь проверим, как вы справились. (Слайд №3)

Молодцы!

  1. Знакомство с автором. (Слайд №4)

Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился Константин Дмитриевич в Новгород - Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такие книги как: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т.д. (Слайд №5,6)

Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Словарная работа. (Слайд №7)

На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.

  1. ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  2. ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  3. ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  4. ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
  5. САЛАЗКИ - САНКИ
  6. ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
  7. СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ
  1. Чтение сказки. (Слайд №8) Хрестоматия 1 часть с.16-19

Чтение текста учителем.

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

Беседа по прочитанному тексту.

Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?

Как зима решила расправиться с птицами?

Что сделали птицы?

Как звери спасаются зимой от мороза?

Что сделала зима с реками и озерами?

Как спрятались рыбы?

Как приготовились люди к зиме?

Почему не боятся зимы дети?

Почему зиме стало обидно?

  1. Физминутка. (Слайд №9)

Утром бабочка проснулась.

Потянулась,

Улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

  1. Работа над текстом. (Методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла»).

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над текстом. Внимательно посмотрите на зрительные точки. Что вы видите? (Иллюстрации). (Слайд №10,11,12,13)

Найдите в тексте отрывки, которые подходят к каждой иллюстрации и прочитайте:

Как спасались от зимы птицы? (1 точка)

Что сделали звери, чтобы защититься от холода? (2 точка)

Как спрятались рыбы? (3 точка)

О зимних забавах детей? (4 точка)

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Составление модели обложки.

Ребята, у вас на столах лежат листочки. Как вы думаете, для чего они нам понадобились?

Молодцы! Сейчас мы с вами составим модель обложки.

Жанр нашего произведения? (Сказка). (Работа с сенсорным крестом: определение жанра произведения).

Тема сказки? (О природе).

Заголовок? (Проказы старухи – зимы).

А теперь самостоятельно составьте модель обложки.

Давайте проверим правильность выполнения. Посмотрите на экран. (Слайд № 14)

  1. Работа в тетради. (с.57)

- Откроем нашу рабочую тетрадь на странице 57.

Прочитайте заголовок.

Сколько заданий нам предложено выполнить? (2).

Давайте поработаем над 1 заданием.

Хорошо читающий ученик читает задание, идёт совместное обсуждение и выполнение задания.

А про 2 задание я вам скажу немного позже.

  1. Итог урока. (Слайд № 15,16)

Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?

Что больше всего понравилось? Запомнилось?

Посмотрите на экран. Вы видите слова. Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.

  1. Домашнее задание. (Слайд № 17)

Х. 1 часть с.16-19 выраз. чт. Т1 с. 57 задание 2.

  1. Рефлексия. (Слайд № 18)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сказка Проказы старухи-зимы

ЗАПОМНИ СЛОВА ДУБРАВА – ДУБОВЫЙ ЛЕС ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ САЛАЗКИ - САНКИ ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.

Тема: К. Ушинский. Проказы старухи-зимы.

Цель: познакомится с рассказами К. Ушинского; развивать речь, мышление, воображение, детскую фантазию, способствовать развитию эстетического вкуса и познавательного интереса; развивать словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать наблюдательность, интерес к чтению.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: слоговые таблицы, портрет К. Ушинского, иллюстрации

по теме «Зима».

Ход урока:

I Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

1. Выразительные чтения считалок.

2. Повторение стихотворения

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будим разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда такое бывает?

III Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Какое время года наступило?

Нравится ли вам это время года? Чем?

Какие признаки зимы вы можете назвать?

Погода сегодня. Татьянин день.

2. Языковая разминка.

Чистоговорки – Кто хочет разговаривать?

Что должны помнить?

Ма-ма-ма - разозлись зима

Иц-иц-иц – напугала птиц

Ом-ом-ом – всех накрыла снегом

Чем-чём-чём – ребятишкам нипочём?

Ма-ма-ма – к нам пришла зима

Ом-ом-ом – всё белым-бело кругом

Дом-дом-дом – реки подо льдом

Мы-мы-мы – любим зиму мы.

Почувствовали ли вы дыхание зимы в этой чистоговорке?

Скороговорка.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

Игра «Собери, прочитай, объясни»

В зимний холод да стоять не велит

Мороз невелик всякий молод

Береги нос в большой мороз

Игра «Узнай слово с одного взгляда»

Давайте составим ассоциативный куст к слову зима. Какие ассоциации у вас возникают? (Санки, снег, Новый год, коньки, холод, гололёд, шуба, мороз, вьюга, Рождество, рукавички)

Я думаю, что продолжать можно долго:

Зимние праздники;

Зимние развлечения;

Слова – признаки зимы;

Сказки и т. д.

V Сообщение темы и цели урока.

А сегодня на уроке мы закончим тему «Здравствуй, гостья – зима!»; познакомимся с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи – зимы», узнаем, почему автор называет белую и пушистую зиму старухой, послушаем очередную музыкальную пьесу П. И Чайковского «Январь» из альбома «Времена года», будем учится делить текст на части и озаглавливать их.

VI Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Знакомство с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи зимы» (с.109-111)

а) работа над загадкой.

Бабушка крутая, белая да седая

В мешке стужу везет,

На землю снег трясёт,

Сугробы наметает,

Ковром землю укрывает. (Зима)

По каким признакам догадались, что это зима?

Как называют в загадке зиму? (Бабушка)

Подберите слово-синоним к слову бабушка.

Может быть, подойдет слово-старушка?

А когда говорят вместо старушка – старуха?

2. Просмотр диафильма

3. Словарная работа

Проказы – проделки

Кровля – крыша

Подсобить – помочь

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома

Тулуп – теплая шуба, кожух

Дубрава – лес, где растут дубы

4. Подготовка к чтению. Чтение сложных слов.

ра-зоз-ли-лась

ис-пу-га-лись

до-би-рать-ся

за-пря-та-лись

раз-ме-та-ла

пры-га-ю-чи

де-вать-ся

до-би-ра-ет-ся

со-би-рать-ся

мо-ло-точ-ка-ми

на-ки-ну-лась

по-сту-ки-ва-ют

за-по-ро-ши-ла

за-во-лок-ли

пе-ре-пры-ги-ва-ют

из-воз-чи-ки

по-трес-ки-ва-ют

по-то-пы-ва-ют

пе-ре-дёр-ги-ва-ют

по-хва-ли-ва-ют

ре-бя-тиш-ки

под-со-бить

раз-го-рит-ся

по-хло-пы-ва-ют

по-щёл-ки-ва-ют

5. Физкультминутка. Под музыку П. Чайковского «Январь»

1. Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь.

Мы – снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь.

2. Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Чтение и анализ текста.

I часть: 1-2 абзацы

Как понимаете выражение «задумала всякое дыхание со света сжить»?

До кого она решила добраться сначала?

Чем надоели ей птицы?

Что сделала зима с листьями?

Куда подевались птицы?

II часть: 3 абзац (чтение шепотом – «жужжанием»)

На кого потом накинулась зима?

Что она сделала с полем, лесом, деревьями?

Испугались ли звери? Почему?

Как они боролись с морозом?

III часть: 4-й абзац (чтение про себя)

До кого до следующего решила добраться зима?

Что она сделала на реках?

Испугались ли рыбы? Что они сделали?

IV часть: 5-й абзац (чтение «цепочкой»)

Как зима решила донять людей? Что она сделала?

А что сделали люди? Испугались зиму или нет?

Что сделали извозчики, что бы согреться?

V часть: 6-й абзац (самостоятельное чтение рассказа)

Что было для зимы обиднее всего?

Как развлекались зимой дети?

Почему зима заплакала?

Примерный план.

1. Зима добирается для птиц.

2. Накинулась зима на зверей.

3. Рыбы ушли под лёд.

4. Люди посмеиваются над зимой.

5. Дети рады проказам старухи.

VI Закрепление и осмысление знаний.

1. Пересказ учащимися по плану.

2. Игра «Да и нет» (Использование светофоров)

VII Обобщение и систематизация знаний.

Какая из пословиц подходит к рассказу «Проказы старухи-зимы»?

(В зимний холод всякий молод)

VIII Итог урока.

С каким произведением познакомились?

Что запомнилось?

IX Домашнее задание с.109-111, читать и пересказывать рассказ «Проказы старухи-зимы».

ирина шалтус
План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы»

ИКТ все шире используются в нашей жизни, но к сожалению, часто картинки не похожи на своих героев,да и с художественной литературой то же самое. Была очень рада увидеть в интернете сайт Сказки с картинками для детей. Там очень много знакомых из детства иллюстрированных книг его я и использую в своей работе. Советую.

План-конспект совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Рассказ «Проказы старухи-зимы» Ушинский К Д.

Цель: познакомить детей с произведением, уточнить и систематизировать знания о зиме.

Способствовать развитию у детей интереса к художественной литературе

Закрепить знания о том, как зимует все живое.

Учить детей выражать свое отношение к времени года.

Развивать внимание и наблюдательность. Воспитывать чувство отзывчивости. Здоровьесберегающие задачи: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание мультимедийный показ

Словесный: ответы на вопросы. Игровой: игровая ситуация «Изобрази героя», «спит не спит», физмигнутки «Дровосеки» х\и «Ой, ты зимушка-зима»

Создание мотивации:

Беседа, показ слайдов.

Самостоятельная деятельность детей:

Войти в роль героя сказки, выполнение заданий

Рефлексия:

Конспект можно использовать в работе на интерактивной доске или с мультимедийным проектором.

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

- Ребята, покажите, как разозлилась зима.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам.

- Как же ей пришлось подуть, чтобы листья с деревьев улетели? Давайте попробуем.

Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.

Остался воробей, (узнали его? А справа кто) и тот под стреху забился.

(стреха "выступ кровли", словен. strehа "крыша")

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.

Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Давайте вспомним, кто спит из животных, а кто нет. Поиграем (д\и «Спит, не спит», если животное спит-присядем, если нет-прыгаем.

Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят.

Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее.

Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери так что брёвна лопаются.

А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.

- Как дрова пилой пилят? Выберите себе пару с кем бы вы «по-дрова пошли». А кто не хочет выбирать пару будут рубить топором. Физминутка «Дровосеки»

По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости.

-А что бывает когда плачут? А слезы зимы какие, как вы думаете?

Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Беседа по содержанию

До кого добралась старуха – зима прежде всего, в самом начале?

Почему ей не удалось заморозить птиц?

А звери испугались зиму?

Почему зиме не удалось заморозить людей?

Хороводная игра «Ой, ты зимушка зима…»

Публикации по теме:

Задачи: воспитывать через игру любовь к народному творчеству,самостоятельность уважительные взаимоотношения между родителями и детьми в.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: - продолжать учить.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой «Пересказ сказки «Бычок-смоляной бочок» Программное содержание: Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять характерные.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию речи для средней группы «Метель» Конспект занятия по ознакомлению детей с худ. литературой и развитию речи для средней группы "Метель" Цель: учить детей эмоционально воспринимать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: