Практика: что и как записывать во время консультации. Консультация как одна из форм работы с педагогами Пошаговое руководство инструкция проведения психологической консультации

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . 3. Оказание воздействия . 4. Завершение психологической консультации.

1. Знакомство с клиентом и начало беседы

1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. 1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: "Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?" После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: - основные цели консультирования, - квалификация консультанта, - оплата за консультирование, - приблизительная продолжительность консультирования, - целесообразность консультирования в данной ситуации, - риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, - границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. "Здесь и сейчас". Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме "здесь и сейчас". Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: "Что Вас привело ко мне?", "Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?". Если клиент не является "профессиональным завсегдатаем" психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог.

2. Расспрос клиента, формирование гипотез

2а. Эмпатическое слушание. Оно же - активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально. 2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом - это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не "перемалывать" в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже "хорошо запутался" в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта - пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

3. Оказание воздействия

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что "не хватает сил", "не понимаю как" и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно "принимать" в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

4. Завершение психологической консультации

4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. "Повторение - мать учения". 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.

Литература

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.

Записывать или не записывать что-либо непосредственно на сессии — личное дело каждого практикующего психолога. Как удобно. Некоторые пишут на диктофон, например. А вы записываете?

Когда психологи работают в команде (в учреждении), они просто должны вести подобные записи и всё. Я считаю, что и психологу, работающему индивидуально, также нужно обязательно вести записи по случаю клиента. Пусть после сессии, но обязательно. Почему — читайте ниже.

Я в начале практики много записывала прямо на сессиях, но довольно быстро мне надоело носить с собой блокноты. Я стала перепечатывать заметки в Evernote (). Это тоже достало со временем. Тогда я решила фотографировать записи в Evernote. Потом мне надоело и это, потому что оказалось вовсе бесполезно:)

Разумеется, по мере нарабатывания опыта ты развиваешь навык отмечать и запоминать важное в уме, без помощи бумажек. Но я уверена, что цель ведения заметок по клиентским случаям — не просто развитие памяти, а нечто большее.

Почему нужно вести записи

Ведение записей помогает лучше понять, что происходит с клиентом

Причин несколько:

  • Это реально помогает структурировать информацию о клиенте и его случае, заметить некие повторяющиеся детали, собрать паззл, скажем так.
  • Можно отследить эффективность и прогресс (и регресс тоже).
  • Помощь с дырявой девичьей памятью . Мне, например, как-то неудобно спрашивать клиента «А что за домашнее задание у вас было?» Можно, конечно, делать вид, что это такой специальный провокационный вопрос, но зачем?
  • Планирование на будущее. Иногда на сессии (или позже) возникает мысль, что надо бы рассказать вот это или поговорить вот об этом, куда же еще записать эти вещи, чтобы потом вовремя найти?
  • Если вы посещаете супервизию-интервизию , или передаете клиентов другим терапевтам, то тогда подобные записи оказываются очень востребованы.
  • В конце-концов, не зря же врачи всегда ведут медицинские карты ? Наверное в этом есть смысл.

Как вести записи

Я терпеть не могу тратить время впустую. Если я что-то делаю, то это дело должно приносить мне пользу. Когда я фотографировала заметки с сессий в Evernote, со временем выяснилось, что их неудобно просматривать и выискивать среди них «что он там такое важное сказал в тот раз насчет источника проблемы, по его мнению?» Это фотографирование получалось просто как лишнее и бесполезное движение для галочки.

Со временем я поняла, какую конкретно информацию мне необходимо записывать, как её структурировать и как потом использовать. В итоге родились 2 собственных шаблона — для первичной сессии и для повторных — и они составлены таким образом, что помогают мне собрать все мысли в кучку. После некоторых клиентов это представляется особенно полезной штукой. :)

Сейчас я записываю достаточно много, но не сижу, уткнувшись в тетрадку. Всегда под рукой бумага, и после окончания сессии заполняю карточки, так сказать, на свежую голову.

Шаблон для первичной сессии

Во время первой встречи с клиентом мне важно зафиксировать:

  • источник обращения (рекомендация, нашел по интернету и т.п.)
  • запрос, цели, ожидания
  • беспокоящие симптомы
  • биографическую информацию (родился/женился)
  • историю «болезни», прием медикаментов, предыдущий опыт психотерапии, внутренняя картина своего состояния и его причины
  • мои предположения о типичных триггерных ситуациях, автоматических мыслях и убеждениях, если таковые выплыли на первой сессии
  • интервенции (если были)
  • обратная связь, самочувствие в конце, изменения в состоянии

Конечно, это удобнее записывать на бумагу и не надеяться, что ты всё запомнишь. .

Шаблон для повторных сессий

Этот бланк гораздо короче, но смысл в нём тот же: фиксация основных важных моментов и приведение мыслей в порядок. Кстати, в Evernote есть удобная функция подсказки похожих заметок из тех, что уже есть. Иногда его предположения очень в тему:)

Что важно записывать на повторных сессиях, по моему мнению:

  • изменения в самочувствии, мыслях и поведении с момента последней сессии,
  • повестка дня, она же интервенции на сессии
  • обнаруженные автоматические мысли, убеждения, триггерные ситуации
  • домашнее задание с вероятностью выполнения
  • планы и идеи для работы на следующий раз
  • самочувствие / фидбек клиента в конце сессии

И напоминаю, что eсть ещё , один для административных записей про новых клиентов, второй — подсказка для диагностического интервью. Поделитесь, чем вы пользуетесь в вашей практике?

Добрый день! У нас вышел спор по прочтению условий договора с точки зрения русского языка, хотелось бы узнать мнение специалиста, просто для справки (понятно, что консультация не может иметь юридических последствий). В условиях написано: “... Необходимо совершить первую покупку по Карте на сумму 500 рублей и более в срок до 31 марта”. Одно мнение состоит в том, что имеется в виду одновременное выполнение двух условий: что первая покупка должна быть на сумму 500 рублей и более, и что она же должна быть совершена в срок до 31 марта. Другое мнение – что при упомянутом выше прочтении после слова “более” должна была бы стоять запятая или союз, а раз запятой или союза нет, то это не может быть предложением с однородным подчинением; значит, подчинение здесь последовательное, и надо понимать так, что из всех покупок выбирается “первая покупка на сумму 500 рублей и более”, и эта покупка (первая крупная покупка, а не просто первая) должна быть совершена в заданный срок. Кто, на ваш взгляд, прав?

Действительно, эта формулировка допускает оба толкования, причем запятая не исключит возможных разночтений.

Снять их можно, только полностью перестроив предложение, например, так: Первая покупка должна стоить 500 рублей и более, ее нужно совершить до 31 марта.

Вопрос № 289212

Уважаемая Справка, поясните, пожалуйста, "консультация СО специалистом" всё же допустима? В ответах на вопросы 255992 и 219010 содержится, к сожалению, противоречивая информация. Заранее признательна, Хелена

Ответ справочной службы русского языка

Возможны два варианта: консультация кого-то (специалиста, врача, юриста) и консультация с кем-то (со специалистом, с врачом, с юристом) . См. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина; 3-е изд. М., 2002. Ответ на вопрос № 255992 дополнен.

Вопрос № 288227

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно писать следующие слова: Имидж- консалтинг Имидж - консультация Шопинг - сопровождение Следует ли ставить тире в этих словах? С уважением, Юлия

Ответ справочной службы русского языка

Нормативно дефисное написание: имидж-консалтинг, имидж-консультация , шопинг-сопровождение.

Вопрос № 286687

как правильно: консультация урологом или консультация уролога?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: консультация уролога. См. также ответ на вопрос № .

Вопрос № 283523

Доброе утро! Недавно задавала вопрос: Какая формулировка врачебных рекомендаций правильная, если речь идёт о направлении к другому специалисту: "консультация невролога" или "консультация неврологом"? Ответ справочной службы русского языка Корректно: консультация (кого?) невролога. Но ведь не пациент консультирует невролога, а наоборот. Может быть уместен вопрос "КЕМ?" - неврологом?

Ответ справочной службы русского языка

Одно из значений родительного падежа в русском языке – указание на производителя действия, ср.: выступление докладчика (выступает докладчик), крик ребенка (кричит ребенок), шум ветра (шумит ветер). Аналогично: консультация невролога (консультирует невролог). Совпадение этой конструкции с винительным падежом (указание на лицо, на которое направлено действие) не делает ее неправильной.

Вопрос № 283494

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: консультация (кого?) невролога.

Здравствуйте, коллеги. Возникла вот такая дилемма. В данном предложении: "Но праздник молодежный, надо заставить выложить, как можно больше денег за эксплуатацию чувств в противоположному полу!" Нужна ли запятая после части предложения "надо выложить", перед союзом "как". Я утверждаю, что это придаточное изъяснительное. Коллеги, оппонируют, приводя аргумент, что союз "как" в данном контексте в ходит в состав устойчивого выражения, поэтому запятая не ставится. Нужна ваша консультация , спасибо заранее.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед как не нужна. Как не начинает здесь придаточного предложения.

Вопрос № 272718

Ответ справочной службы русского языка

Такое написание нарушает нормы русского письма.

Вопрос № 272641
Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста,как правильно писать?Консультация кардиолога или консультация кардиологом? спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: консультация кардиолога.

Вопрос № 270913
Здравствуйте, уважаемые работники справочного бюро! Очень нужна ваша консультация по вопросу склонения нестандартных фамилий, таких как Недобуга, Гарагуля, Илькив, Бабура, Мизера. Подскажите, будут ли они подчиняться стандартным правилам склонения таких фамилий (полная парадигма словоизменения для лиц мужского пола и несклоняемость для лиц женского)? Нужен Ваш авторитетный ответ. Заранее очень благодарны!

Ответ справочной службы русского языка

Да, здесь все стандартно, по правилам: склоняются мужские и женские фамилии, оканчивающиеся на гласный; склоняются мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный.

Вопрос № 269097
Подскажи пожалуйста с каким словом правильнее употребить слово "консультация ".
Дать консультацию или оказать консультацию?

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: дать консультацию.

Вопрос № 268775
пожалуйста, очень срочно, ответьте сегодня:
нужно ли тире:
Консультация врача (-) стоматолога-ортопеда

Ответ справочной службы русского языка

А слово "врач" здесь обязательно? Если да, то корректно с тире.

Вопрос № 267116
Добрый день! Мы уже задавали этот вопрос, но ответа не дождались. Очень просим помочь, так как консультация требуется телевизионной программе, у которой неумолимо приближается дата эфира!
Вопрос: в словарях есть слово "призёрка", но допустимо ли использование этого слова в телевизионной программе?
Например: двукратная серебряная призёрка чемпионата мира.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Мы считаем, что такое употребление допустимо.

Вопрос № 266469
Добрый день!
Очень нужна Ваша консультация . Скажите, пожалуйста, правильно ли мы написали должность для СМИ –- генеральный директор логистической компании «Молком» (юридическим языком - ЗАО «Логистическая компания МОЛКОМ»; МОЛКОМ – не аббревиатура)?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Очень часто, при работе с начинающими косметологами, СПАспециалистами и массажистами возникает ситуация, когда понимаешь, что они не знают основ коммуникаций со своим и клиентами.

Как часто, впервые пришедший клиент уходил от Вас, так ничего и не купив, те даже не поинтересовался ценами на Ваши услуги?

Почему же так происходит?

Что же нужно сделать?

Ошибка номер 1.

Правильно общайтесь с клиентами. Как? Когда к Вам впервые приходит клиент, всегда помните, что он пришел к Вам и ему надо решить свои задачи у Вас в кабинете.

Вместо этого специалисты начинают много говорить,.. Вы понимаете, это происходит потому, что Ваша неуверенность заставляет Вас искать пути общения с клиентом и Вы, начинаете много говорить.

Есть в правилах коммуникации один момент, на первой встрече должен говорить клиент.

Вам нужно включить глубинное слушание и услышать — что же нужно этому человеку? Когда Вы начинаете много говорить, а не задавать вопросы и решать проблемы клиента, Вы теряете экспертную позицию.

Здесь нужно помнить еще и о таком моменте, когда человек начинает задавать Вам много вопросов, Вы также теряете свою экспертную позицию.

В коммуникации есть правило, кто задает вопросы, того экспертность выше. Коучинговая программа, которую я даю косметологам, помогает обучиться правильным правилам коммуникации с клиентом.

Ошибка номер 2.

Научитесь услышать глубинные мотивы, почему он к вам пришел. Особенно это часто видно, когда приходят на процедуры контурной пластики, процедуры по коррекции тела …

Женщина не только хочет сделать процедуру, а она надеется сохранить отношения в своей семье, утереть нос подруге и другие глубинные желания, о которых она вслух не говорит…

Она говорит намеками.. Но когда Вы научитесь вести со своей клиенткой коучинговую беседу, Вы поймете ее глубинные потребности.

Научитесь понимать ее ценности и возвращать ей ценностные слова так, чтобы она захотела стать Вашей клиенткой.

Здесь я призываю не путать процедуры, которые причисляются к разряду лечебных, мы говорим сейчас о работе эстетистов.

Ошибка номер 3.

Доводите свое предложение до конца.

Представьте себе, что к Вам в первый раз пришла клиентка. Она как-то особенно себя вела и Вы рассказали ей все о том, сколько Вы учились, какие курсы Вы закончили и как Вы любите свою работу,.. И… Все …

Вы не сделали предложение, не назвали цену…

Все же вы сумели понять ее нужды и ожидания, но не сделали самого главного шага.

Вы не продали себя. Да, каждое наше общение с тем или иным человеком — это продажи…

Вы не смогли продать себя, Вам было неудобно, Вы постеснялись, ведь у человека может быть трудный этап в жизни…

И клиент ушел. Вы сделали самую сложную работу, а сливки с пирога снимет другой, тк Вы не довели до конца продажу. Знакомая ситуация?

На моей новой программе, посвященной улучшению взваимодействия косметолога с клиентом, мы рассмотрим эти вопросы.

Знакомо ли вам волнение при ожидании нового клиента? Спокойно ли вы рассказываете о своей деятельности и называете стоимость своих услуг? Нет? Тогда эта статья для вас.

Миф №1. Нет диплома – рано начинать консультировать.

«Как я могу начать консультировать, если у меня еще нет диплома на руках?» — такой вопрос возник в моей голове, когда я получала свое первое психологическое образование. Я специально выбирала учебное заведение, где можно получить больше опыта, тем не менее, когда пришло время начинать практиковать, наступил ступор.

Мой первый настоящий клиент нашел меня в интернете. На одном из тематических форумов я оставила комментарий, указав, что являюсь психологом, и вскоре была назначена первая консультация. К намеченному времени я испытала всю гамму чувств и эмоций: непреодолимое волнение, жуткое сопротивление, панику, сомнение, страх. Мне казалось, что проще прыгнуть с парашютом, чем провести часовую консультацию. Я, честно говоря, даже надеялась, что клиент передумает и не придет. Но все получилось иначе.

Клиент пришел, и моя паника сменилась легкой неуверенностью. При этом, она была заметна только мне. Не буду лукавить и говорить, что на своей первой консультации я смогла перевернуть мир клиента и сразу помочь решить все его проблемы. Я не сделала ничего особенного, просто дала человеку выговориться, внимательно слушала и иногда задавала наводящие вопросы.
По итогам консультации клиент признался, что получил облегчение, и его проблема уже не кажется такой значимой.

Многие попадают в ловушку двух противоречивых убеждений. Нельзя работать за деньги с клиентами, пока нет образования. И, также, нельзя получить реальный опыт без практики. Решение может быть простым: сначала отработка методик и практик с сокурсниками и друзьями. Они будут знать, что у вас нет диплома, но навредить вы тоже вряд ли сможете, потому что действовать будете осторожно и всегда сможете спросить помощи преподавателей. В худшем случае – вы не поможете, а в лучшем – приобретете опыт и закрепите знания.

И своих первых настоящих клиентов лучше искать уже в процессе обучения, пока вы еще находитесь в команде единомышленников и под чутким наблюдением опытных коллег.

Вывод: начинаем безопасную практику еще во время учебы.

Миф №2. Пока ты не можешь красиво себя назвать – рано начинать консультировать.

Закончив обучение, я получила диплом по специальности «Психологическое консультирование». Диплом есть, можно начинать активно себя продвигать, правильно?

«Как-то это слишком обширно! Психологов много, как же себя продвигать?» — посетила меня очередная умная мысль. Тогда я задумалась, что намного эффективнее быть психологом в определенной нише. Тогда мой потенциальный клиент точно будет знать, по каким вопросам обращаться именно ко мне.

Согласитесь, намного экспертнее звучит, если ты «перинатальный психолог», «детский психолог», «психолог-регрессолог», «психолог-логопед», «семейный психолог», «психолог-сексолог», «бизнес-психолог» и т.п.

Итак, я снова отложила практику. И, прежде чем начать себя активно продвигать, занялась поиском ниши.

Моей дочери было 2 года, а сын только родился, когда я решила, что хочу заниматься перинатальной психологией. Я снова плотно занялась учебой, изучила теорию, даже прошла практику в питерском роддоме и получила два удостоверения. Но когда пришло время начать работать, я поняла, что это совсем не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. Тогда я продолжила поиски ниши, снова отодвинув начало активной практики.

В процессе обучения мы наблюдаем за работой профессионалов, которые имеют многолетний опыт. Глядя на то, как легко и интересно получается у них, – хочется так же, причем сразу. На деле получается иначе, и начинает казаться, что где-то в другой нише будет все по-другому, просто надо ее найти.

Может быть. Но, как быть, если эту самую нишу не получается найти и выбрать сразу?

Невозможно понять, чем именно хочется заниматься, пока не попробуешь разные направления. К тому же вкусы, предпочтения и интересы с течением времени меняются. Поэтому важно начинать практиковать даже, если вы еще не выбрали основную нишу. Пробуя себя в разном, у вас будет возможность прочувствовать именно на своем опыте, насколько близко вам то или иное направление. И, возможно, это убережет вас от посещения лишних дорогостоящих курсов и семинаров.

Вывод: начинаем работать в общей практике еще до выбора своего любимого направления. Этот выбор происходит чаще всего в процессе практической работы.

Миф №3. Ты не самый умный – рано начинать консультировать.

Когда я только начала изучать психологию, казалось все просто. Есть алгоритм консультирования, мой личный опыт и желание помогать людям – казалось, что этого достаточно. Даже была уверенность, что это все легко, и я запросто могу стать лучшим психологом. Но чем больше я изучала, тем чаще вспоминала Сократа. Если уж он знает, что ничего не знает, что говорить обо мне. Я проходила курсы за курсами, но, чем больше я училась, тем больше казалось, что еще мало знаю.

Каждый раз алгоритм повторялся. «Вот сейчас я пройду курс по перинатальной психологии (транзактному анализу, КПТ, коучингу, клинической психологии, семейному консультированию, эриксоновскому гипнозу, НЛП, коррекции пищевого поведения…), а сразу после этого начну активно работать, продвигать себя и консультировать. Но каждый раз во время обучения я понимала, что мне еще не хватает опыта, знаний, регалий и квалификации, чтобы быть настоящим психологом.

И вот мои 3 диплома, стопка сертификатов и удостоверений пылятся на полочке, а мои «коллеги», имеющие сертификат о прохождении двухмесячных курсов «практической психологии» преспокойно работают и консультируют таких же, как я, хранительниц внутреннего саботажника.

Безусловно, я не призываю равняться на вышеупомянутых, но вот смелости у них поучиться стоит. Ведь знания, которые не находят практического применения, теряются. Можно сколько угодно читать о том, как шить, но научиться это делать можно только с иголкой в руках.

Единственное место, где можно действительно научиться консультировать – это сами консультации. Ни один семинар, ни один тренинг не научит вас слышать клиента и чувствовать, что именно ему в данный момент поможет. Знания, навыки и тренировка важны, безусловно. Когда человек начинает ходить в тренажерный зал, крайне важно знать, как пользоваться тренажерами, правильно поднимать штангу и приседать, без этих знаний можно навредить своему здоровью. Но вы никогда не сделаете свою фигуру более подтянутой, имея только эти знания и не занимаясь регулярно. Важны и знания, и регулярная практика. А для наилучшего и более быстрого результата можно воспользоваться услугами тренера. В консультативной практике это опытные коллеги, супервизоры, менторы.

Вывод: принимаем свою неидеальность и начинаем работать. А если чувствуете неуверенность, страх или сомнения – обращайтесь за помощью!

Миф №4. Если тебе страшно – рано начинать консультировать.

И вот я, наконец, поняла, что дальше тянуть бессмысленно и пора начать работать. Я привела в порядок соцсети, зарегистрировалась на психологических сайтах, разместила объявления не хуже, чем у других, указала адекватную цену, но очереди из клиентов почему-то не было. Не идут, не звонят, не пишут. Я долго не могла понять, почему. Оказалось, что я сама делаю все, чтобы ко мне не шли. Я случайно забывала отправить ответ потенциальному клиенту, отвечала на вопросы так, чтобы в процессе общения чем-то отпугнуть, в моем голосе звучала неуверенность и как будто призыв: «Лучше найти более опытного психолога, я дилетант, вряд ли смогу вам помочь!»

Если вам знакомо подобное чувство, знайте, вы далеко не одиноки! Скорее всего, вам, как и многим, мешает страх.

Подумайте, чего именно вы боитесь?

Самые распространенные страхи:

  • не смогу помочь клиенту или даже могу навредить;
  • нет должного образования;
  • неудобно брать деньги;
  • клиент останется недоволен и больше не придет;
  • мне уже 30 (40, 50…), поздно начинать;
  • вокруг много более опытных специалистов;
  • сложно найти клиентов;
  • не все знаю, не смогу ответить на какой-то вопрос.

Чего бы вы не боялись, важно осознать, что страх – это вполне нормально. Даже хорошо. Для специалистов разных профессий, страх – это прекрасное чувство, которое позволяет развиваться, стремиться быть лучше, работать над собой. Многие боятся выступать на публике, общаться со значимыми людьми, делать что-то новое.

И даже великие люди испытывают чувство страха. Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт однажды, когда вышел к своему войску и хотел обратиться с речью к солдатам, упал в обморок?

Если и вам знакомо чувство страха, то предлагаю, во-первых, порадоваться. Это значит, что вы адекватный человек. А, во-вторых, если вы действительно уверены, что это та деятельность, которой вы хотите заниматься, то попробуйте переключить акцент с себя на клиентов. Ведь вы хотите именно помогать людям, а не лечить себя за их деньги, правда?

Если это так, то самое время набираться опыта и становиться лучшим специалистом для своих клиентов.

Вывод: помним, что бояться – это нормально, и переключаем акцент на клиентов.

Ни один человек не рождается квалифицированным специалистом, с опытом, регалиями и очередью из клиентов. Каждый когда-то вынужден делать первые шаги, пробовать новую деятельность, учиться, переступать через свои страхи и двигаться вперед. Вокруг много людей, которым нужна квалифицированная помощь и поддержка. И, возможно, именно сейчас, пока вы сидите и боитесь, они ищут своего специалиста, очень похожего на вас.

Просто начните, делайте, работайте!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: